Дискус что такое


Значение слова «дискурс» в 9 словарях

(discours) в семиотике — термин достаточно многосмысленный у различных авторов:.

1) О дискурсе в понимании Чарльза Сандерса Пирса см. в термине "Система Экзистенциальных Графов".

2) О дискурсе у американского лингвиста Романа Якобсона в работе "Вопросы поэтики. Постскриптум к одноименной книге" 1973г. читаем: стр. 80. Блаженный Августин полагал даже, что, тот, кто не разбирается в поэтике, вряд ли сможет стать толковым грамматиком. К грубым ошибкам приводят и другие предрассудки, также объясняющиеся недооценкой современной лингвистики и ее задач. Так литературоведы уверены, что лингвистический анализ ограничивается узкими рамками фразы и, следовательно, не дает лингвисту возможности исследовать композицию стихотворения в целом, тогда как на самом деле одна из первостепенных задач лингвистической науки состоит сегодня именно в изучении дискурса. Современных лингвистов в первую очередь интересуют семантические аспекты всех уровней языка, и если они пытаются описать "как сделано стихотворение", то значение этого стихотворения входит в исследование, как одно из составляющих целого. Таким образом, (конец стр. 80) литературоведы не правы, считая, что семантическое исследование поэтического стихотворения не входит в компетенцию лингвистики. Если стихотворение ставит вопросы, выходящие за пределы его словесной фактуры, мы — наука о языке знает тому немало примеров — попадаем в сферу действия семиотики (где, по мысли Соссюра-Якобсона, должна главенствовать лингвистика — А.А.) науки более широкой, чем лингвистика, ведь последняя — это всего-навсего одна из основных частей (вот он — чисто пирсовско-соссюровский "круговорот мысли" — А.А.) семиотики. Наконец, ни одну разновидность человеческого языка, в том числе и поэтический текст, нельзя понять, не обратившись к "миру дискурса" (выражение Ч.С.Пирса), иначе говоря, соотношению дискурса и условий его осуществления, и эта проблема не может оставить равнодушным исследователей, верных девизу: "Linguistici nihil a me alienum puto" (Ничто лингвистическое мне не чуждо. лат.). Лингвисты же испокон веков рассматривают даже такие компоненты дискурса, как слова, в соотношении с предметами (Wцrter und Sachen) — слова и вещи. Можно сказать, что поэтика — это лингвистическое исследование поэтической функции вербальных сообщений в целом и поэзии в частности. Хотя литературоведы приписывают лингвистам "считать поэтическое высказывание отклонением от нормы", на самом деле отклонение от нормы, случайное исключение на фоне тысячелетней истории науки о языке, это сама точка зрения наших литературоведов. Предмет занятий лингвиста, анализирующего поэтический текст, — "литературность", или, иначе говоря, превращение речи в поэтическое произведение и система приемов, благодаря которым это превращение совершается" (Цит. по: "Р.Якобсон "Работы по поэтике" М., Прогресс, 1987г.).

3) К замечанию Р.Якобсона, о том, что выражение "мир дискурса" принадлежит Ч.Пирсу, следует добавить цитату из самого Пирса: "В том смысле, в каком я употребляю термин Универсум (Universe), из него исключаются многие из тех так называемых "универсумов дискурса", о которых говорят Буль [An Investigation of the Laws of Thought, etc. P. 42, 167 ], Морган (DeMorgan) [Cambridge Philosophical Transactions. VIII. 380. Formal Logic, P. 37-38], и немало их последователей, но которые, будучи совершенно определяемыми, в настоящей системе смогли быть денотированы при помощи графов" (Ч.С.Пирс "Начала Прагматизма" СПб, АЛЕТЕЙЯ, 2000г., стр. 244). ПРИМЕЧАНИЕ: Джордж Буль (1815 – 1864) —англ. логик и математик, разработал исторически первую систему математической логики, впоследствии названную алгеброй логики… Морган де Август (1806 – 1871) — англ. математик, логик, положивший начало разработке логике отношений… (Филос. словарь).

4) У франц. семиолога Кристиана Метца в докладе "Высказываемое и высказанное в кино. К упадку правдоподобного" (г.Пезаро, 1967г.), читаем: "…правдоподобно то, что соответствует установленным законам жанра. В обоих случаях (общего мнения и правил жанра) правдоподобное определяется по отношению к дискурсам, при этом к дискурсам уже произнесенным" (Цит. По: Сб. "Строение фильма" М., радуга, 1984г.).

5) О дискурсе у доктора философских наук Виктора Язеповича Ивбулиса в работе Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе читаем: стр. 30 Дискурс, насколько я понимаю, является ограниченным и одновременно очень широким аспектом текста (исторический, философский, повествовательный, а также западный, восточный и тд.)... а на стр. 34: Признаюсь, я не знаю, какова на самом деле разница между текстом и дискурсом, когда Деррида, например, говорит: История апартеида (его дискурс и его действительность, его суммирование текста) не была бы возможной, немыслимой без европейского представления и без европейской истории государства, без европейского дискурса о расе (В.Ивбулис Сер. Эстетика; №12, М., Знание, 1988г.).

6) Там же В.Я.Ивбулис обобщает взгляды французского философа и социолога, структуралиста, а затем постструктуралиста М.Фуко (1926-1984), автора книги Теория дискурса. В.Ивбулис пишет: стр. 46 В начале 1969 г. Фуко выступил с докладом перед французскими философами на тему Что такое Автор?. Высказанные в нем мысли так перекликаются с мнением Барта и Дерриды, что хочется спросить: так кто же на кого влияет?.. стр. 47 Фуко начинает с признания, что концепция Автора явилась важным этапом в индивидуализации истории идей, знаний, литературы, философии и науки. Но все это принадлежит прошлому: Тему, с которой хотелось бы начать, я заимствую из формулировки Беккета: Какая разница, кто говорит, кто-то сказал, какая разница. Я считаю, что в этом безразличии кроется один из основных эстетических принципов современной словесности… Далее В.Ивбулис продолжает: Утверждать, что Фуко вообще не рассматривает Автора как личность, было бы неверно. Он указывает на два типа сочинений в сфере дискурса: трансдискурсивные Авторы (Гомер, Аристотель и др.), которые создавали теории, (конец стр.47) закладывали традиции. И основоположники дискурсивности (Маркс, Фрейд), которых мы должны благодарить за открытие возможностей для создания других текстов: Они оба учредили бесконечную возможность дискурса. Однако постоянное обращение к Марксу и Фрейду — это не историческое продолжение дискурсивности или же просто орнамент. Наоборот, оно выполняет эффективную и необходимую задачу, преобразуя саму практику дискурса. По-моему, можно было бы редуцировать эти заумности и на то, что мы не устаем повторять: Каждое поколение по-своему воспринимает выдающуюся личность прошлого, творчески осмысливает оставленное ею наследство… стр. 49 Доклад, прочитанный Фуко, по всей вероятности, должен был шокировать его титулованных слушателей. Дело в том, что закончил его постструктуралист (а структуралисты об Авторе почти не говорят) поистине необыкновенными фразами: Можно представить себе, культуру, в которой дискурсы будут циркулировать и будут восприняты при никогда не появляющейся функции — Авторе. Все дискурсы, независимо от их статуса, формы, ценности, как бы к ним ни относились, будут протекать подобно анонимному бормотанию… Какая разница, кто говорит? Вспомним (а Фуко это прекрасно помнит), что полное лишение человека его индивидуальности было этически приемлемым в эпоху рабства и крепостничества. Вот куда уходит нить этой очень характерной постструктуралистской мысли. О том, что насмешки (насмешки? если бы! — А.А.) необыкновенно ядовиты, говорят и другие работы… Фуко — это Беккет в социологии… (В.Ивбулис.Сер. Эстетика; №12, М., Знание, 1988г.).

P.S. От себя хочется спросить, что если сочинения Фуко — "насмешки", если все сочинения постструктуралистов (хотя ирония — главный "конек" постструктурализма) только лишь "интеллектуальная" насмешка над обывателями, наподобие "текстов" нашего самопального постструктуралиста Сергея Курехина (вспомнить только его знаменитое "открытие", что "Ленин — гриб"), если загадочный ДИСКУРС это всего лишь — КОНТЕКСТ или КОНЦЕПТ (а кажется — так оно и есть), то зачем же постструктуралистскую литературу преподают на филологических факультетах университетов, а не читают с эстрадных подмостков или в психиатрических клиниках?

что это? Типы дискурса. Понятие дискурса

Все мы понимаем: разграничение устной и письменной речи по методам поддержания контакта, конечно же, оправдано. Неэффективным будет обращение передающего информацию реальным людям на классическом литературном языке. Так же, в свою очередь, нелепо будет рассматриваться попытка подмены специальной лексики обыденными бытовыми выражениями.

Определение дискурса

Не только научная, но и информационная революция знаменует собой XXI век. Обыватель сегодня ежедневно сталкивается с той или иной вербальной комуникацией. Мы все в своем ежедневном общении и благодаря окружающим нас информационным потокам масс-медиа оказываемся погруженными в дискурс. «Что это?» - спросит вдумчивый читатель статьи. Ответом будет поразительно лаконичное определение, данное в словаре New Webster: это вербальная коммуникация.

Происхождение термина

Сам термин произошел от латинского discursus, что значит «круговорот, движение». Со временем неупорядоченные хаотичные движения физического плана преобразились. Они стали ассоциироваться с различными, «разнонаправленными» мыслями, идеями, разнообразными взглядами разных людей на одну и ту же проблему. В дальнейшем произошла еще одна трансформация смысла. Начинает устойчиво ассоциироваться у большинства людей именно с вербальностью понятие дискурс. Что это, объяснить достаточно просто. Практически любой информационный посыл: бытовой ли, из области политики, идеологии, культуры, науки, военного дела - суть одна, - это один из видов дискурса.

Специалист в данной сфере, профессор Амстердамского университета Т. А. Ван Дейк определяет его основную функцию как коммуникационную – трансформировать макросоциальные феномены, такие как наука, идеология, культура, практически до каждого человека, на микросоциальный уровень, путем дозированного информационного воздействия.

Дискурс и текст

Чем отличается текст и дискурс? Ведь есть у них общая черта: качественный дискурс таки в своей основе содержит первичную составляющую - текст. Однако, как мы уже упоминали, такой текст носит не академический и не статистический характер.

На первый план выходит его результативность, т. е. спрогнозированное и реализованное речевое воздействие, собственно и превращающее текст в дискурс. Что это за узконаправленное вербальное действие? Дискурс всегда направлен на конкретный объект, пребывающий в конкретной обстановке, и на определенную целевую аудиторию. Причем он непременно доносит информацию об этом в определенном контексте. Отдельный дискурс представляет собой однородный (когерентный) смысловой блок.

Однако цепочка дискурса не дискретна: один блок заканчивается, другой начинается и т. д. Она моделирует типовой разговор, представляющий собой последовательность топиков: заканчивается один, и ему на смену приходит другой дискурс. Что этот вид коммуникативного воздействия имеет блочную структуру, красноречиво свидетельствует практика работы масс-медиа.

Персональный дискурс

Различные типы социума легко распознаваемы по соответствующим им мотивам и темам, употребляемым в свойственной им форме.

Они самобытны, с одной стороны, и специализированы – с другой. Понятие «дискурс» социолингвистика подразделяет на институциональный и личностноориентированный (персональный).

Первый тип обязывает рассказчика представлять некоторый социальный институт, идентифицировать себя как должностное лицо. Второй предполагает беседу со слушателями при обращении к ним от себя лично. Этот вид коммуникации ставит во главу угла частный интерес рассказчика.

Типы дискурса, в свою очередь, подразделяются на виды. Так, персональный выражается в разновидностях: бытовой и бытийный.

Бытовое общение происходит между людьми знакомыми, хорошо понимающими друг друга. Поэтому такой вербальный контакт сопровождается невербальным, дополняя его. Говорящий подразумевает, что слушатель понимает его с полуслова, в связи с этим значения слов весьма подвижны.

Бытийный вид дискурса имеет место, когда один человек, пользуясь различными фигурами речи, презентует слушателям свою интерпретацию действительности, мотивы своего поведения, а также то, что называют внутренним миром. Он присущ произведениям художественной литературы. Бытийное коммуникационное воздействие, по сути своей, отлично от бытового. Впрочем, у них есть и общая черта: эти типы дискурса предполагают активную роль слушателя. Тот должен активно осмыслить произнесенное рассказчиком.

Институциональный дискурс

Данный тип дискурса отличен своими статусно-ролевыми отношениями. Вербальная коммуникация в нем происходит по разнообразным направлениям специализации, которые существуют в обществе, например в административном, военном, деловом, дипломатическом, массово-информационном, медицинском, мистическом, научном, педагогическом, рекламном, религиозном, спортивном, сценическом, юридическом, политическом.

Каждый из этих институциональных видов коммуникационного воздействия характеризуется двумя главными признаками: целевой направленностью данного дискурса и его аудиторией. Рекламный дискурс происходит между организациями-рекламодателями и рекламными адресатами разнообразными способами: в масс-медиа, в специальных глянцевых изданиях, путем рекламных кампаний в прессе, широкого применения внешней рекламы (бигборды, лайтпборды, реклама в транспорте). Целью политического дискурса традиционно является приход к власти партии и дальнейшее нахождение при ней.

Вообще говоря, анализируя конкретный вид институционального дискурса, следует раскрыть присущие ему характеристики: дискурсивные формулы, материал (тематика), прецедентные тексты, разновидности и жанры, стратегии, участники, хронотоп, цели, ценности (в том числе и ключевой концепт). Ниже мы попытаемся это сделать, проанализировав один из его видов.

Научный дискурс

Участниками институционального дискурса, названного научным, являются исследователи научных проблем и широкая публика - телезрители и люди, читающие научные журналы. Его исходным условием является равенство участников, ведь всем им в одинаковой степени предстоит в процессе комуникации установить истину. Вместе с тем научный дискурс несколько противоречив. С одной стороны, участвующие в нем склонны унифицировать свои статусы, обращаясь друг к другу «коллега», а с другой – возводят барьеры для участия в дискурсе посторонних путем внедрения специальных научных званий и статусов. При этом предмет разговора предельно абстрагируется, организуется логически. При этом действует принцип доказательности.

Концепты научного дискурса

Понятие дискурса научного предполагает многофункциональное участие ученых. Они одноременно идентифицируют себя как исследователи, как педагоги, как популяризаторы и, конечно, как эксперты в обсуждаемом вопросе.

Ценность этого вида коммуникативного действия заключена в его основных концептах: знаниях, истине, исследовании. Ему присуща определенная стратегия познания. Она предполагает последовательные блоки исследования: ограничение и выделение предмета; обзор предыдущих попыток исследования; формулировка гипотезы и цели; определение методов; создание теоретической модели сформулированного предмета исследования; представление результатов исследования, комментария к ним и экспертной оценки; определение практической ценности; изложение в научных изданиях.

Жанры

Понятие жанра сформировалось в начале XIX века, понятие дискурса – в конце XX. Впервые их совместил болгарский ученый Тодоров Цветан в 1975 году. Предпосылкой к этому шагу стала проблема развития научной категории «дискурс»: внутри любого его вида потребовалась дальнейшая детализация на единицы речевого общения. Предельно широкое понятие жанра идеально подошло для описания закономерности дискурса. Она заключается в том, что, с одной стороны, он продуцируется обществом, а с другой – воздействует на его надстройку.

Как мы уже упоминали, жанры дискурса соотносятся с конкретным его видом как его индивидуальные формы представления. В частности, жанрами научного дискурса можно назвать аннотацию, выступление на конференции, диссертацию, монографию, научно-технический отчет, научный доклад, рецензию, реферат, стендовый доклад, тезисы, научную статью.

Современная жанровая система научного дискурса, кроме письменных и устных его типов, включает и компьютерное общение (эхо-конференции, научные чаты, электронная почта).

Рекламный дискурс: механизм

Согласимся с доктором филологических наук Ириной Германовной Овчинниковой в том, что дискурс рекламный отличен от других видов вербальной коммуникации своей автономностью. В отличие от других «институционалов», он обладает строго однонаправленным действием: от рекламодателя к потребителю. Ему присущ прагматический характер с единственной целью – получить прибыль. Кроме того, рекламная коммуникация подчинена строго регламентированному порядку представления: канал, время и частота передачи. Хорошая реклама должна быть адаптированной к традициям общества, к представителям которого она обращена.

Многогранная природа рекламного дискурса образно показана в доступном даже для неспециалиста виде Виктором Пелевиным в романе «Чапаев и Пустота». Способ ее показа оригинален: сам роман представляет собой смесь дискурсов, ведущим среди которых является рекламный. Главный герой, копирайтер Татарский, создает рекламные продукты различных жанров: целостные кампании, сценарии клипов, рекламных концепций и слоганов. Как, согласно Пелевину, копирайтеры стимулируют людей – объект рекламы - покупать определенные товары и услуги? Татарский это объясняет оригинальным путем. Люди, по его мнению, постоянно пытаются обрести свободу в своем непрерывном страдании. И для них ловкие рекламодатели таким образом посредством рекламного дискурса разорачивают реальность, что этой самой свободой предстают прокладки с крылышками, утюг, лимонад и т. д.

В романе «Ампир В» писатель предостерегает, он показывает негативную сторону непропорционально разросшегося рекламного дискурса, мимикрирующего во все сферы жизни, подменяющего гламурностью моральные принципы общества. Он критикует дискурс, дезориентирующий людей в выборе жизненной цели и подменяющий обществообразующие принципы.

Глобальная сеть и дискурс

Одним из признаков XXI века является появление новых видов коммуникации, порожденных развитием информационных технологий. В частности, коммуникационная среда интернета сегодня занимает значимое место для большинства людей.

Интернет-дискурс выступает как симбиоз эпистолярного и разговорного стилей. Его основным способом определения понятий становится метафора – интеллектуальный перенос схемы анализа одного предмета (явления) на другое. Интернет-дискурс, по мнению А.Г. Абрамова, имеет природу чата, т. е. интерактивную и осуществляется в реальном времени. Кроме того, он предполагает анонимность коммуникации, склонность к контактам. Для его определения следует проанализировать его составные части, но это тема для отдельной статьи.

Вывод

Сегодня уже не вызывает сомнений, что одним из социальных факторов формирования нашего сознания выступает дискурс. Примеры этого общеизвестны. Ведь формирование вербальной коммуникацией привлекательных либо отталкивающих образов социальных объектов и институтов происходит исходя из существующих в обществе информационных потоков. Это представляет широкие возможности манипулирования сознанием людей.

Поэтому в идеале вербальная коммуникация должна в большей мере следовать стратегическим целям и морали общества, чем сиюминутным интересам политиков и бизнесменов.

дискурс — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ди́ску́рс ди́ску́рсы
Р. ди́ску́рса ди́ску́рсов
Д. ди́ску́рсу ди́ску́рсам
В. ди́ску́рс ди́ску́рсы
Тв. ди́ску́рсом ди́ску́рсами
Пр. ди́ску́рсе ди́ску́рсах

ди́с-курс и дис-ку́рс

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -дискурс- [Тихонов, 1996].

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. лингв. совокупность языковой практики и различных экстралингвистических факторов (прагматических, социокультурных, психологических и пр.) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. лингв. текст, взятый в событийном аспекте ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. лингв. речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания ◆ Такое впечатление, что либеральный дискурс, попав в ловушку неолиберализма (криптоконсерватизма) и не отделившись от демократического дискурса, сейчас в этом процессе не участвует и, таким образом, не оказывает почти никакого влияния на нормативную политическую теорию и, как следствие, на те самые поиски на ощупь нового raison d’etre государства, на которые возлагал надежды Дарендорф. Александр Кустарев, «Друзья и враги свободы», 2010 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  4. филос. вербально артикулированная форма объективации содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  5. рассказ, монолог, речь ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от франц. discours «речь; выступление; слова», далее от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Список переводов

Библиография

​Словарный запас: ДИСКУРС — Strelka Mag

Дискурс — многозначный термин, который входил в русский язык несколько раз и каждый из них — в новом значении. Сейчас он оказался в поле интереса лингвистики, но используют его и другие гуманитарные специалисты. Зачем? Strelka Magazine попытался разобраться в рубрике «Словарный запас».

ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ

«ДИСКУРС (от греч. δΐίξοδος — суть, изложение, рассказ, лат. discoursus — беседа, аргумент, разговор; франц. discours — речь) — 1) в истории классической философии использовалось для характеристики последовательного перехода от одного дискретного шага к другому и развёртывания мышления <...>; 2) в современной французской философии постмодернизма — характеристика особой ментальности и идеологии, которые выражены в тексте <...>, погружённом в жизнь, в социокультурный, социально-психологический и др. контексты». (Новая философская энциклопедия. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.)

«1) речь, реальный (не учебный) текст; 2) театр. дискурс спектакля — организация текстовых материалов в соответствии с ритмом и их взаимозависимостью, свойственными создаваемому спектаклю». (Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006.)

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

Василий Куценко, сценарист YBW Group («Кухня», «Даёшь молодёжь!»)

Для меня дискурс — это в общем смысле речь. То, что накапливается в ней с течением времени. Сам использую это слово редко потому, что оно не является широко употребимым. И если говорить о сценарии, о том, чтобы дать этот термин в речи какого-то персонажа, то я бы это сделал только в том случае, если бы хотел подчеркнуть архаичность героя, его отрыв от социальной среды.

Сейчас, наверное, каждый человек может влиять на общественный дискурс. В социальной сети 12-летний школьник, изобретя какое-то «падонское» слово, может изменить речевое пространство. Какое-то время назад никто не мог подумать, что будут широко использовать такой «термин», как «мимими». И, с одной стороны, это совершенная глупость, но с другой — это реалии нашей жизни, это конкретное слово, которое вошло в лексикон огромного числа людей.

Совершенно неважно, чем человек занимается. Это просто вопрос случая: если тебя услышало большое количество людей, ты повлиял на общий дискурс. И пользователь, который в Instagram имеет порядка миллиона читателей, явно может влиять на наше пространство гораздо сильнее, чем какой-нибудь талантливый писатель, который такой аудитории просто не имеет.

Если мы хотим в обществе что-то изменить, тогда мы можем идти только проверенным путём — через художественные произведения, те же телевизионные передачи, которые имеют большую аудиторию. Я, наверное, покривлю душой, сказав, что мы всегда хотим образовывать людей, — нет. Думаю, все люди, которые работают на телевидении, нацелены, в первую очередь, на создание чего-то интересного. Но конкретно я и наша команда руководствуемся простым правилом — не навредить. Стараемся не впадать в крайности, где мы будем учить чему-то плохому. Хотя не исключаю, что кто-то из зрителей может найти это плохое в том числе в нашем творчестве.

Ну а если говорить не о системе, которая пытается что-то изменить в общественном сознании, а просто об образовании новых терминов и понятий в дискурсе, то, мне кажется, это совершенно неконтролируемое море, бушующее, в котором все мы как-то лавируем.

Объяснить, что такое дискурс, в двух словах не получится потому, что для одних лингвистов дискурс существует, а для других его нет. К настоящему времени сложилось два понимания термина: в рамках первого охватываются и общий для всех членов социума язык-код, и созданные на нём устные и письменные тексты — «всё сказанное»; второе связывает с дискурсом мировоззрение, направляющее выбор слов из языка-кода и их сочетаемость в речи.

Можно сказать, что за термином «дискурс» стоит вербализованное (выраженное в языке. — Прим. ред.) мировоззрение. Такое понимание термина присутствует в работах основателей французской школы дискурса — Патрика Серио и Мишеля Пешё, — представленных в переведённом на русский язык сборнике «Квадратура смысла».

ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ

Мировоззрений в социуме больше одного. И даже в рамках политического, «тоталитарного», советского дискурса выделяется дискурс диссидентов. Что касается поколенческих различий в мировоззрении, то ситуацию хорошо передаёт следующая шутка: внук-подросток считал своего деда-профессора маразматиком, потому что из десяти слов, которые произносил дед, внук понимал два. Социальный статус также проявляет себя в речах социума, и те, у кого жемчуг мелкий, плохо понимают тех, у кого щи несолёные.

В одном идиолекте (варианте языка, который использует один человек. — Прим. ред.) могут совмещаться разные дискурсы, потому что совмещаются разные убеждения. Например, человек может быть консерватором и либералом, но либо атеистом, либо верующим. Человек, попадающий в другой социальный контекст, должен как-то к нему приспособиться. Это не означает, что интеллигент, попавший «на зону», непременно меняет свои взгляды, но поменять свою речь он обязан, просто чтобы выжить.

К интересным выводам пришла моя уже защитившая диссертацию аспирантка, изучавшая дискурс современной моды по текстам разных жанров. Глянцевый журнал «Домовой» представлял моду как одну из витальных потребностей человека (преимущественно через гастрономический код), а журнал «7 дней», рассчитанный на массового читателя, — как враждебную силу (преимущественно через милитари-код).

Ближе всего к термину «дискурс» стоит слово русского языка «разговоры». Во французском языке, откуда термин пришёл и в английскую лингвистику, смыслу слова les discours (употребляется в разговорной речи и только во множественном числе) адекватно русское слово «болтовня».

ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

Вариативность произношения термина (дИскурс или дискУрс) соответствует вариативности его понимания. Диктуемое фонетическими законами французского языка (дискУрс) коррелирует с пониманием термина, сложившимся в уже упомянутой французской школе. Английский язык знает два ударения в этом слове. Поэт Тимур Кибиров осмыслил вариативность произношения в своих идеолого-эстетических целях, написав: «Они говорят дИскурс, а мы — дискУрс».

В естественных науках, знающих разное понимание и различные интерпретации одного явления, термин имеет своё применение: дискурс квантовой физики, дискурсы генетики.

Есть выражение «рукопожатный дискурс». Речь идёт об уважительном отношении носителей разных идеологий друг к другу. А ещё шутливое выражение из научной среды: «Выслушал я тут все ваши дискурсы».

ТАК ГОВОРИТЬ НЕПРАВИЛЬНО

Не стоит говорить «знание дискурса». Дискурс — это познавательная структура. Неправильно придавать ей статус объекта-оригинала и думать, что он существует так же, как и речь, и что его открыли, как Колумб — Америку или Менделеев — периодическую систему. Лучше говорить «знание о дискурсе».

Понятие дискурса. Виды дискурса

Определение 1

Дискурс – это процесс языковой деятельности, речь; способ говорения.

Понятие дискурса

Дискурс – это многозначный термин гуманитарных наук, в которых предмет исследования прямо или косвенно предполагает изучение функционирования языка – семиотики, литературоведения, лингвистики, этнологии, социологии, антропологии, философии.

Однозначного, общепризнанного определения понятия «дискурс», которое охватывало бы все случаи его использования, не существует, и возможно, это обусловливает широкую популярность этого термина в последние несколько десятилетий: различные понимания, связанные нетривиальными отношениями, достаточно успешно удовлетворяют разного рода понятийные потребности, модифицируя традиционные представления о диалоге, речи, стиле, тексте и даже языке. В 1999 году вышел сборник работ, посвященный французской школе анализа дискурса. Во вступительной статье к этой работе П. Серио приводит список из восьми различных пониманий. Также до сих пор не устоялось ударение в этом термине – чаще всего встречается ударение на втором слоге, однако ударение на первом слоге тоже не является редкостью.

Определение 2

С позиции современных подходов, дискурс –сложное коммуникативное явление, которое кроме текста включает и экстралингвистические факторы (мнения, знания о мире, цели адресата, установки), необходимые для понимания текста.

Наиболее отчетливо можно выделить три главных класса использования термина «дискурс», которые соотносятся с различными национальными традициями и вкладом конкретных авторов.

К первому классу относятся непосредственно лингвистические употребления термина дискурса. Исторически первым использование этого термина было в названии статьи американского лингвиста З. Харриса «Дискурс анализ», которая была опубликована в 1952 году. но в полной мере термин «дискурс» стал востребованным в лингвистике приблизительно через два десятилетия. Сами по себе собственно лингвистические употребления термина разнообразны, однако в целом прослеживаются попытки развития и уточнения традиционных понятий текста, речи и диалога.

Переход от понятия речи к термину «дискурс» связан со стремлением ввести в принадлежащее де Соссюру классическое противопоставление речи и языка третье понятие, являющееся парадоксальным образом и «более речевым», чем сама речь, и в то же время, в больше мере поддающееся изучению при помощи традиционных методов лингвистики. С одной стороны, дискурс понимается как речь, которая вписана в коммуникативную ситуацию и потому являющаяся категорией с более выраженным, по сравнению с речевой деятельностью индивида, социальным содержанием.

Замечание 1

По словам Н. Д. Арутюновой, дискурс – это речь, погруженная в жизнь.

С другой стороны, практика современного дискурсивного анализа связана с изучением закономерностей движения информации в рамках коммуникативной ситуации, которая осуществляется, в первую очередь, через обмен репликами. То есть описывается некоторая структура взаимодействия в диалоге, что продолжает структуралистскую линию, начало которой положил Харрис. Первый класс понимания понятия «дискурс» в основном представлен в англоязычной научной традиции.

Второй класс употребления этого термина восходит к французским последователям структурализма и постструктурализма, в частности, к М. Фуко. Позже это понимание частично было модифицировано М. Пешё. В последние годы этот термин вышел за границы науки и стал популярным в публицистике. За этим использованием термина просматривается стремление уточнить традиционные понятия стиля в наиболее широком значении и индивидуального языка (например, политический дискурс). Термин дискурс, понимаемый таким образом, описывает способ говорения и имеет определение чей или какой дискурс. Такое определение можно рассматривать как указание на коммуникативную особенность субъекта социального действия. Следует заметить, что этот субъект может быть индивидуальным, абстрактным, групповым.

Третье употребление термина прежде всего связано с именем немецкого социолога и философа Ю. Хабермаса. В данном употреблении дискурс – это особый идеальный вид коммуникации, который осуществляется в максимально возможном отстранении от традиций, социальной реальности, коммуникативной рутины, авторитета и т.д. и имеет своей целью критическое обсуждение и обоснование действий и взглядов участников процесса коммуникации.

Кроме того, термин «дискурс» может использоваться не только как родовой, но и относительно к конкретным образцам взаимодействия (например, «длительность данного дискурса составляет две минуты»).

Виды дискурса

Существует три разновидности дискурса:

  • Устный
  • Письменный
  • Мысленный.

Самым главным разграничением в классификации дискурса является противопоставление письменного и устного дискурса. Прежде всего такое разграничение связано с каналом передачи: при письменном дискурсе – визуальный, при устном – акустический. Иногда различие между письменной и устной формами использования языка приравнивают к различию между текстом и дискурсом, однако такое смешение не является оправданным.

Замечание 2

Устный дискурс является исходной, фундаментальной формой существования языка.

Письменный дискурс, несмотря на то, что в течение многих столетий пользовался большим престижем, является производным от устного. По сегодняшний день большинство языков существуют только в устной форме. Однако реальное сопоставление письменного и устного дискурса как альтернативных форм существования языка началось только в 1970-е годы.

Различие в канале передачи имеет важные последствия для процессов письменного и устного дискурса:

  • В устном дискурсе понимание и порождение осуществляются синхронизировано, в письменном – нет.
  • При устном дискурсе наблюдается явление фрагментации, то есть речь порождается интонационными единицами, отделяемыми паузами.
  • При письменном дискурсе происходит интеграция в предложения и другие синтаксические конструкции.
  • При письменном дискурсе между говорящим и адресатом нет контакта в пространстве и времени
  • При письменном дискурсе наблюдается отстранение адресата и говорящего от описываемой информации.

Человек может пользоваться языком, при этом не производя ни графических, ни акустических следов языковой деятельности. В этом случае следует говорить о мысленном дискурсе. Язык при мысленном дискурсе используется коммуникативный, однако одно и то же лицо является и адресатом, и говорящим. Мысленный дискурс ввиду отсутствия легко наблюдаемых проявлений изучен недостаточно. Мысленный дискурс еще называют внутренней речью. Наиболее известное исследование мысленного дискурса принадлежит Выготскому.

метание диска | Определение, правила, история и факты

Метание диска , вид спорта в легкой атлетике (легкая атлетика), при котором диск в форме диска, известный как диск, бросается на расстояние. В современных соревнованиях диск должен быть брошен из круга диаметром 2,5 метра (8,2 фута) и попадать в сектор 40 °, отмеченный на земле от центра круга.

Discobolus

Discobolus («Метатель дисков»), римская мраморная копия греческой бронзы Мирона, ок.450 г. до н. Э .; в Национальном римском музее в Риме.

© Дариуш Копестинский / Fotolia

Подробнее по этой теме

легкая атлетика: Метание диска

Метание диска Многие считают, что это классическое спортивное состязание, греческий поэт Гомер упомянул о дисках ...

Этот вид спорта был известен во времена греческого поэта Гомера, который упоминает его как в Илиаде , так и в Одиссее , и это было одно из пяти соревнований, включенных в пятиборье на древних Олимпийских играх.Метание диска было введено как мероприятие в современной легкой атлетике, когда в 1896 году в Афинах возобновились Олимпийские игры.

Ранние современные атлеты метали диск с наклонного пьедестала, используя преувеличенный стиль, заимствованный из древних представлений об этом виде спорта. Бросок из 2,13-метрового (7-футового) круга на земле заменил это, и круг был увеличен до нынешнего размера в 1912 году.

Современный стиль метания - это изящное вращательное движение, при котором спортсмен делает примерно один и один пол-быстрых поворотов при ускорении по кругу.Таким образом, диск выброшен наружу, а не на самом деле вообще; трудность заключается в том, чтобы контролировать диск, который удерживается под кистью и запястьем, в основном за счет центробежной силы.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Современный дискус, используемый в мужских соревнованиях, имеет круглую форму, около 219 мм (8,6 дюйма) в диаметре и 44 мм (1,75 дюйма) толщиной в центре. Он изготовлен из дерева или аналогичного материала, с гладким металлическим ободом и небольшими круглыми латунными пластинами, установленными заподлицо.Его вес должен быть не менее 2 кг (4,4 фунта).

Соревнования по дискусу были включены, когда женская легкая атлетика была добавлена ​​в олимпийскую программу в 1928 году. В женских соревнованиях используется диск немного меньшего размера, весом 1 кг (2 фунта 3,2 унции) и 180 мм (7,1 дюйма).

Среди известных метателей диска - американец Эл Ортер, который первым преодолел 200-футовую отметку; Американец Мак Уилкинс, который первым официально преодолел 70-метровую (230-футовую) отметку; Герман Юрген Шульт, побивший мировой рекорд по метанию диска в 1986 году с результатом 74.08-метровый (243,04 фута) бросок; Герман Лизель Вестерманн, первая женщина, преодолевшая 200-футовую отметку; и россиянка Фаина Мельник, преодолевшая 70-метровую отметку в женских соревнованиях.

.

Метание диска | Что такое, история, техника, правила, этапы, трасса, обувь

Спортивный

Метание диска - это спортивная дисциплина , основная цель которой - бросить объект определенного веса в круговую форму, известную как диск, насколько это возможно. Эта практика расположена в поле , тесты и состоит из полутора оборота, которые спортсмен должен сделать на своей собственной оси . Это одна из старейших дисциплин, которой могут заниматься как женщины, так и мужчины.

Что такое метание диска?

Метание диска - самая старая спортивная дисциплина , которую мы можем вспомнить. Он заключается в том, чтобы бросить тяжелый мяч диск как можно дальше, повернув и половину на одно и то же тело.

О метании диска

Тест на бросание диска состоит из вставания и бросания мяча, называемого диск , как можно дальше, поворачивая корпус.Занятия этим видом спорта проходят в пределах круга размером от 2500 до 2949 метров и обозначены металлической полосой , которая находится на уровне земли и должна быть окрашена в белый цвет. Этот диск может быть изготовлен из дерева или металла , если они соответствуют требуемому весу и техническим характеристикам. Диск, используемый мужчинами, должен иметь вес 2 килограмма и диаметр от 219 до 221 миллиметра, при этом его толщина должна быть от 44 до 46 миллиметров в плоской части.Для женщин диск должен иметь минимальный вес , один килограмм , а его диаметр должен составлять от 180 до 182 миллиметров, а толщина - от 37 до 39 миллиметров. Игрок, который бросает, вращается вокруг себя, чтобы достичь большей скорости , а затем должен быстрым движением бросить диск с вытянутой рукой.

История бросков диска

Гомер говорил о фестивале, на котором будет брошен диск в честь Патрокла, и это мероприятие было организовано Ахиллесом , это единственное свидетельство в истории использования диска в древности.Внедрение этой дисциплины произошло в Афинах в 1896 году, а женщины присоединились к соревнованиям в 1928 году, во время Олимпийских игр в Амстердам . В 1896 году он стал одним из главных спортивных событий Олимпийских игр .

Техника метания диска

Чтобы сделать правильный и адекватный ход , игрок должен повернуть свою ось полтора раза. Затем он должен бросить мяч с полностью вытянутой рукой быстрым движением .Каждый участник может бросить диск три раза в раунде на выбывание, а затем еще три выстрела в финальном раунде.

Правила выброса диска

  • Каждый участник может бросить диск три раза, пока он находится в раунде на выбывание, а затем еще три выстрела в финальном раунде.
  • Зона , в которой выполняется бросок, должна быть защищена клеткой, покрытой сеткой.
  • Попытки необходимо измерить сразу после попытки и отмерить от ближайшей отметки на диске внутри круга.
  • Если диск падает при повороте, это приводит к неудачной попытке.
  • Если спортсмен касается вершины или за пределами части круга, это считается неудачей.
  • Спортсмен должен оставаться внутри круга, пока диск не коснется земли, иначе это будет считаться фолом.
  • Руки должны быть свободны, перчатки или перевязки не допускаются, если спортсмен не получил травму.
  • Использование мелка на руках разрешено для улучшения сцепления с диском и чтобы он не выскользнул из рук участника.
  • Спортсмены могут касаться только внутри круга.

Фазы

Бросок диска имеет следующие фазы:

  • Фаза подготовки или исходное положение и вход с разворотом: во время этой фазы метатель опирается на землю и заканчивается, когда правая ступня теряет контакт с землей.
  • Вход или Фаза вращения на левой ступне: эта фаза является поддерживающей и заканчивается, когда левая ступня теряет всякий контакт с землей.
  • Фаза полета или фаза антенны : это фаза, которая заканчивается, когда снова входит в контакт с землей.
  • Фаза перехода : эта фаза происходит, когда правая ступня достигает земли вместе с левой ступней.
  • Фаза выпуска или заключительная фаза : поддержка в этой фазе двойная и заканчивается, когда спортсмен бросает диск .

Колея

Зона метания диска образована кругом диаметром 2,5 метра. Эта зона должна быть ограничена линиями шириной 5 сантиметров, окрашенными в белый цвет . Поверхность должна быть покрыта каким-нибудь нескользящим материалом . Он также имеет клетку с минимальной высотой 7 метров и должен быть изготовлен из прочной сетки , способной остановить очень тяжелый объект, движущийся на полной скорости.

Туфли

Спортсмены, практикующие метание диска, должны иметь обувь полностью плоскую и гладкую , чтобы обеспечить лучшее вращение. У них также есть внешнее усиление , которое больше контактирует с землей во время выполнения и практики. Они должны иметь возможность приспосабливать к ноге питчера, как это делает приклад.

Автор Габриэла Брисеньо В.

.

Discus Классификация

Кэрол Робертс

Discus продаются под разными названиями. Какие существуют типы дискусов и как их отличить?

Дискусы всех окрасов и типов могут скрещиваться и давать плодородных мальков. Некоторые типы, такие как Голубиная кровь и Голубые бриллианты, легко узнать. В этой статье я хочу показать вам, как дискусы можно отнести к разным категориям, и проиллюстрировать типы дискусов, доступные сегодня любителям.

Чем дискусы отличаются друг от друга и чем они похожи? Дискусы либо классифицируются как дикие, что означает, что они родились в регионе Амазонки в Южной Америке, либо как домашние животные, выращенные в резервуарах. Далее посмотрим на физические характеристики. Под цветом, под шаблоном диска будет либо с , либо без вертикальных полос. Вертикальные полосы стресса - это первая особенность, которую вы можете различить у детенышей дискусов. Спустя несколько недель узор начнет развиваться, и, наконец, цвет заполнится.

Начнем с диких символов . Все символы Wild имеют вертикальные полосы, на которые наложено различное количество узоров или полос. Вайлды традиционно делятся на четыре класса.

Heckle класса 1 (Symphysodon heckel)

Heckles отличается от других Discus тем, что три из девяти вертикальных полос более заметны: одна проходит через глаз, пятая или средняя полоса и каудальная или хвостовая полоса.

Коричневый, класс 2 (Symphysodon aequifasciata axelrodi)

Синий класс 3 (Symphysodon aequifasciata haraldi)

Зеленый класс 4 (Symphysodon aequifasciata aequifasciata)

Wild Red Spotted Greens имеют зеленовато-коричневый базовый цвет.Красные пятна высоко ценятся. Коллекционеры ищут дискусов с пятнами на большей части тела.

Домашний красный пятнистый зеленый диск

Дикие красные пятнистые зеленые дискусы были селективно скрещены с домашними породами для получения пятнистой рыбы, такой как эта .

Домашние дискусы классифицируются по внешнему виду, например по цвету и маркировке.

Класс 5

Толстая линия

Первые домашние дискусы внешне были похожи на диких.У них были вертикальные натяжные стержни с

наложение горизонтальных штрихов.

Штрихи можно классифицировать как толстую или тонкую линию. Бирюзовые диски - одна из многих разновидностей дискусов с прямыми толстыми полосами.

Класс 6

Тонкая линия

Змеиная кожа дискуса имеет тонкий узор из линий или полос. Большинство из них имеют 14 вертикальных полос. Эти дискусы имеют характерный узор из тонких линий и точек на жаберных пластинах

.
Класс 7

Образец

К этому классу относятся дискусы со сложными полосами, такие как кольцевой леопард.Шахматная доска и жемчуг - другие распространенные узоры на дисках

.

Класс 8

Пятнистый

Диск с пятнами, такими как красные леопарды, домашние красные пятнистые зеленые и змеиная кожа с пятнами леопарда, подошел бы к этой категории.

Класс 9

Открытая модель

(Любой узор, например, пятнистый альбинос, змеиная кожа-альбинос, змеиная кожа золотого леопарда и т. Д.)

Другой способ разделить домашних дискусов - по цвету.На выставках дискусы обычно делятся на цветовые классы.

Голубой класс 10 (голубой бриллиант, кобальт и т. Д.)

Class 11 Red (любой красный дискус)

Класс 12 Желтый (Голубиная кровь, золотистый, желтый кристалл, золотисто-пятнистый)

Class 13 White (любой белый дискус) Snow White

(Кровь белого голубя)

Класс 14, открытый (желто-белый, красно-белый, ситцевый, призрачный)

.

Что такое Disqus? | Disqus

Disqus - это сетевая платформа сообщества, используемая сотнями тысяч сайтов по всей сети. С Disqus ваш веб-сайт получает многофункциональную систему комментариев с интеграцией в социальные сети, расширенными возможностями администрирования и модерации, а также другими обширными функциями сообщества. Что наиболее важно, используя Disqus, вы мгновенно подключаетесь к нашей глобальной сети сообщества, связывая миллионы пользователей со всего мира с вашим небольшим блогом или большим медиацентром.

Disqus работает практически на любом типе веб-сайтов или блогов и может быть установлен либо с помощью вставляемого фрагмента кода, либо с помощью одного из подключаемых модулей, доступных на нашей странице установки. Вы также можете настроить Disqus для своего веб-сайта с помощью обширных API-интерфейсов и хуков JavaScript. Ознакомьтесь с Кратким руководством или посетите нашу домашнюю страницу для получения дополнительной информации и демонстрации Disqus.

Обращайте внимание на комментарии! Disqus - самый надежный плагин для комментариев в мире. Он упрощает управление сообществами для издателей, и читатели любят его использовать.

  • Выглядит хорошо. Автоматически адаптируется к дизайну и цветам вашего сайта, или вы можете настроить его по своему вкусу.
  • Работает везде. Поддерживает устройства от настольных до мобильных.
  • Используется по всему миру. Поддерживается 70 языков, и их количество продолжает расти.

Зарабатывайте на нативной рекламе! Нативная реклама стала проще. Disqus Ads помогает подходящим издателям получать доход от вашей растущей аудитории.

  • Гибкие возможности. Нативные рекламные блоки размещаются вокруг комментариев. Выберите тип объявления, наиболее подходящий для вашего сайта. Вы полностью контролируете ситуацию.
  • Адаптируется под вашу страницу. Объявления Disqus адаптивны - они адаптируются к внешнему виду вашего сайта и меняют макет в зависимости от устройства и ширины.
  • Аналитика доходов. Узнайте, как посещаемость вашего веб-сайта и вовлеченность аудитории влияют на получаемый вами доход.

Готовы попробовать Disqus Ads? Перейдите на страницу Disqus Advertising для получения более подробной информации!

.

Метание диска

Как это работает

Спортсмены бросают металлический диск весом 2 кг для мужчин, 1 кг для женщин, то есть диаметром 22 см для мужчин и 18 см для женщин, насколько это возможно, оставаясь в пределах 2,5 метра. диаметр круга.

Для того, чтобы измерить бросок, диск должен приземлиться внутри отмеченного сектора, и спортсмен не должен покидать круг до того, как он приземлится, и то только с задней половины круга.

Метатель обычно делает полтора вращения перед тем, как выпустить диск.Спортсмены обычно бросают четыре или шесть раз за соревнование. В случае ничьей победителем становится спортсмен, набравший следующий лучший результат.

История

Греческий поэт Гомер упомянул это событие в описании похоронных игр Патрокла в «Илиаде» около 800 г. до н.э. Диск был представлен как часть пятиборья на Древних Олимпийских играх 708 г. до н.э. (первые Олимпийские игры проводились в 776 г. до н.э.). Неизменное изображение греческого метателя диска происходит от культовой статуи V века до нашей эры великого скульптора Мирона.

Мужской диск был частью всех современных Олимпийских игр. Кроме того, это была одна из пяти дисциплин, в которых участвовала женская легкая атлетика, дебютировавшая на Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме.

Знаете ли вы

Первым современным спортсменом, который бросил диск, вращая все тело, был чешский спортсмен Франтишек Янда-Сук. Он изобрел эту технику, изучая положение знаменитой статуи Дискобола. После всего лишь одного года разработки этой техники он выиграл олимпийское серебро в 1900 году.

Золотой стандарт

Американский метатель Эл Ортер - один из двух спортсменов, выигравших одно и то же индивидуальное соревнование на четырех Олимпийских играх подряд с 1956 по 1968 год. Немец Ларс Ридель выигрывал пять раз на чемпионатах мира ИААФ, с 1991 по 1968 год. 1997 г., а затем снова в 2001 г. после финиша третьим в 1999 г.

Чемпионка мира 2001 г. из Беларуси Елена Зверева - старейшая чемпионка мира и призер в любой дисциплине после завоевания титула в возрасте 40 лет и 268 дней.Она стала самым старым участником чемпионата мира ИААФ, когда выступила на чемпионате мира 2009 года в Берлине в возрасте почти 49 лет.

.

Смотрите также