Схема реки устье исток приток


Река и её части — урок. Окружающий мир, 2 класс.

«Течёт, течёт — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит».

Река — это большой природный поток воды, который постоянно течёт по разработанному им углублению — руслу.

Вода имеет свойство стекать сверху вниз. Также и река течёт с более высокой местности, прокладывая себе путь и огибая препятствия.

 

Исток, русло, берега, устье — это части реки.

 

Начало реки называется истоком. Река может начинаться с родника, озера, болота, ледника.

 

 

Одни реки впадают в море, другие — в озеро, некоторые реки впадают в другие реки, и в таком случае они называются притоками. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называется устьем.

 

У реки есть правый и левый берега. Чтобы правильно их определить, нужно встать по течению реки.

 

Самая большая река в мире — Амазонка в Южной Америке. Её длина — около семи тысяч километров. Иногда в устье реки встречаются уступы, с которых вода падает вниз. Такое явление называется водопад. Самый высокий водопад на Земле — Анхель, его высота около километра.

Река и её части — урок. География, 7 класс.

Река — природный водный поток, текущий в выработанном им естественном углублении.

Любая река состоит из истока, русла и устья.

Исток — место, где река берёт своё начало.

 

Русло — естественное углубление, выработанное рекой.

 

Устье — место впадения реки в другую реку, озеро, море или океан.

Истоком реки может быть ручей, родник, озеро, болото, тающий родник.

 

 

 

Устья рек могут иметь разную форму. Очень часто в устьях рек при отложении речных наносов русло реки разбивается на несколько рукавов, образуются дельты.

Дельта — расширенное устье реки треугольной формы, где русло делится на множество веерообразных рукавов и проток. Название «дельта» происходит от заглавной буквы греческого алфавита — Δ.

Устье в виде дельты имеют Нил, Амазонка, Миссисипи, Волга, Лена, Дунай, Хуанхэ, Ганг.

Эстуарий — однорукавное воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря.

Устье в виде эстуария имеют реки Парана, Енисей, Обь, Амур, Святого Лаврентия, Конго.

 

Реки отличаются по длине: малые (менее \(100\) км), средние (от \(100\) до \(500\) км) и крупные (свыше \(500\) км). Самая длинная и самая полноводная река на Земле и в Южной Америке — Амазонка (\(7194\) км). Крупнейшая река Африки — Нил (\(6671\) км), Северной Америки — Миссисипи (\(6420\) км), Евразии — Янцзы (\(6300\) км), Австралии — Муррей (с Дарлингом, \(2739\) км).

 

Реки бывают постоянные и пересыхающие. Пересыхающие встречаются в пустынях Африки, Австралии, Аравийского полуострова, Центральной Азии. В Африке они называются «вади», в Австралии — «крики».

 

На направление и характер течения реки влияет рельеф. Реки, которые пересекают равнинную местность, имеют медленное плавное течение и широкую долину. Горные реки отличаются быстрым течением, текут в узких долинах с крутыми склонами.

Урок на тему "Реки. Речная система"

Урок географии, 6 класс.

Учитель географии Акаткина Алла Михайловна

Тема: Реки. Части реки. Речная система.

Цели:

Образовательная:

  • Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как о виде «Внутренних вод» (вод суши)

  • Дать знания о речной системе, бассейне и водоразделе реки.

Развивающая:

Продолжить формирование:

  • умений и навыков работы с физической и контурной картами;

  • умений: называть и показывать реки, давать характеристику речной системы по плану.

Развивать навыки работы с источниками географической информации.

Воспитательная:

  • Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению географии посредством нестандартной формы изложения материала учителем и получения знаний (работа с видеофрагментом, анализ фото и т.п.) учащимися.

Оборудование:

Карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река», «Приток 1порядка», «Приток 2 порядка», «Речная система», фотографии с изображением рек. Кроссворд. Карточки с заданиями к практической работе. Контурные карты. Слайды.

Термины: «река, водоток, питание, режим, русло».

Тип урока по дидактическим целям: Урок изучения нового материала

Методы:

-частично-поисковый;

-репродуктивный;

-исследовательский.

Структура урока.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

  1. Оргмомент.

  1. Актуализация знаний

  1. Изучение нового материала.

Вводная беседа.

Понятие река.

Беседа по фото(слайд)

Составные части реки: Исток, русло, устье.

Работа с рисунком.

Объяснение.

Речная система.

Работа с рисунком.

Контроль знаний

  1. Практическая работа

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Рефлексия.

Задание на дом.

1

Здравствуйте ребята!

На предыдущих занятиях мы ввели в учебный процесс понятие «Воды суши».

Вода - чудесный дар природы!

Она вокруг, куда ты не взгляни:

В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,

И бьёт ключом на дне реки.

Разгадайте кроссворд, по вертикали должно получиться слово, которое определит тему нашего урока.

Кроссворд раздается каждой группе учащихся.

По горизонтали:

  1. Углубление на дне реки, по которому течет вода?

  2. Место впадения реки в озеро, море?

  3. Как называется речка, впадающая в главную реку?

  4. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку?

Какое же слово получилось?

Вы уже поняли, ребята, что тема урока…

Верно! Открываем тетради, записываем тему урока: «Реки. Части реки. Речная система».

Учитель записывает тему урока на доске.

Сегодня на уроке мы:

- научимся находить на карте исток, русло, устье реки.

- узнаем, что такое речная система, научимся определять и показывать речную систему рек на картах, бассейн реки, водоразделы.

- Научимся определять направление течения по карте.

Ребята! Обратите внимание на фотографию реки

- Кто из вас видел реку?

- А как вы поняли, что это именно река, а не болото или озеро, к примеру?

- А как вы решили, что это именно река?

Ребята! Используя все признаки реки, давайте ответим на вопрос: что такое река?

Выделим ключевые слова в определения. Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.

А теперь вместе со мной немного пофантазируем и порисуем.

Однажды, на белом свете жил ручеёк. Его отцом был Родник Ключевой.

Учитель рисует на доске.




море

И вот, однажды, ручеёк решил отправиться в путешествие. Во время течения по земной поверхности, в к нашему ручейку присоединились его друзья - такие же водные потоки- Ручей Ледниковый и Ручей Озерный. И превратился наш Ручей в полноводную реку, которая однажды, впала в огромный водоём – это было море. Вот такая судьба у каждой реки.

Посмотрите, на доске термины: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река».

- Вы знаете, как называется начало реки?

- Посмотрите на рисунок: где берёт начало главная река?

Верно! Родник- это и есть исток нашей реки, т.е. именно отсюда река берёт своё начало.

- А что еще может служить истоком рек?

Всё правильно! Например, Ангара - величавая сибирская река, берёт своё начало в озере Байкал.

Учитель показывает исток реки на карте

- Вернёмся к определению реки, где протекает водоток?

У реки выделяют устье.

- Кто из вас видел устье?

- А что это такое?

Даже если не каждому из вас довелось видеть устье большой реки, то наверняка все видели, как один ручей впадает в другой. Это и есть устье.

Существуют различные виды устьев.

Демонстрирует схемы:

Эстуарии - воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря.

Дельта- форма устья с потоками, на которые делиться главное русло.

Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.

Схема:

Устье

Дельта Эстуарии

Помните, в наш ручеёк по мере течения дружно вливались другие ручейки. Как бы вы их назвали? Ведь, они приносят воду в главную реку!

Правильно! Дополним рисунок термином «Приток».

Притоки, берущие начало из озера, гор, болота.

- Сколько всего получилось?

- Как их будем различать?

- Как мы определим, какой левый приток, а какой правый?

- Посмотрите на притоки, берущие начало в горах и в озере. Что вы можете сказать о них?

- А как же здесь быть?

- Один из них первого порядка, другой - второго порядка.

В совокупности это и есть речная система. Сделайте подзаголовок рисунка в тетради: «Речная система».

На Физической карте полушарий в атласе найдите самые крупные речные системы мира.

В чём различия между понятиями «Речная система» и «Речной бассейн»?

Пользуясь физической картой России в атласе, ответе на вопрос: Водоразделом каких рек, являются Уральские горы?

Давайте подумаем понижению или повышению в рельефе соответствует речная долина?

Понижению или повышению в рельефе соответствует речной бассейн?

Понижению или повышению в рельефе соответствует водораздел??

- А сейчас заполним схему реки и укажем все ее части. У каждого на парте лежит схема реки, которую нужно заполнить самостоятельно.

Речной бассейн

5

Устье

1

Водораздел

4

Приток

3

- Давайте ее проверим.

Проверка (Исток – 2, речной бассейн – 5, устье – 1, водораздел – 4, приток – 3)

Оцените свою работу:

5 правильных ответов – отлично

4 правильных ответа – очень хорошо

3 правильных ответа – стоит обратиться за помощью

1-2 правильных ответа – нужно обратиться к определениям.

Найдите на Физической карте России р.Волга. Давайте вместе опишем речную систему по плану:

1. Главная река.

  1. Исток главной реки, устье главной реки.

  2. Левые и правые притоки.

  3. Притоки 1 и второго порядка.

А как можно определить длину реки?

Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб карты. Измерьте длину рек:

1 вариант - р. Обь.

2 вариант - р. Енисей.

Практическая работа в группах.

Задание: Описание рек Обь, Енисей, Амур, Амазонка, Миссисипи, Лена по плану.

Давайте вернёмся к загадке, которую я загадала вам в начале урока. По её содержанию мы вместе определим те знания, которые получили на уроке.

«Чуть дрожит на ветерке

лента на просторе.

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море».

1. Что за узкая лента на просторе?

2. А что мы называем рекой?

3. Что за узкий кончик в роднике?

4. А широкий в море?

Я узнал:

Я был удивлен:

Я открыл для себя:

Я еще раз убедился:

Я пришел к выводу:

Я все же не понял:

Записывает задание на доске.

$34.

На контурной карте подписать реки: Волга (Ока, Кама), Обь(Иртыш), Енисей(Ангара), Лена, Амур, Терек, Кубань, Амазонка, Нил, Конго, Янцзы, Инд, Ганг, Миссисипи.

Подписывать названия по течению карандашом.

Учащиеся приветствуют учителя.

Русло, устье, приток, бассейн

Река.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

«Чуть дрожит на ветерке

лента на просторе.

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море».

Дети, на основе анализа фотографии, называют понятия, характерные для реки: водоток, питание, течение, русло.

Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.

Ребята выделяют слова.

Учащиеся рисуют в тетради.

Исток.

В роднике.

Ученик ставит табличку «Исток» на рисунке.

Болото, горы, озеро.

В углублении- русле.

Ученик прикрепляет табличку: «Русло».

Выполняют работу. Схема:

дельта

эстуарии

Лена Енисей

Волга Св.Лаврентия

Миссисипи Обь

(показывают реки на карте)

Притоки.

Ученик прикрепляет табличку «Приток» к рисунку.

Два

Встать по течению лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, если слева- то левый.

Они левые.

Речная система = Совокупность главной реки и её притоков.

Амазонка, Конго, Обь с Иртышем, Миссисипи с Миссури.

Бассейн реки - площадь, с которой река собирает воду.

Водораздел- линия, разделяющая смежные бассейны рек

Речная система- черта- длина.

Бассейн-площадь.

Обь и Волга

Понижению в рельефе

Понижению в рельефе

Повышению в рельефе

р. Волга

озеро Селигер

море Каспийское (дельта)

л. р.Кама

п. р.Ока

С помощью линейки, нитки.

= 4250км

=3000км.

Выполняют поставленную задачу

Река- это водоток, текущий в углублении- русле.

Исток- начало реки.

Устье- место впадения реки в другую реку, озеро, море. Океан.

Высказываются

Учащиеся записывают задание в дневнике и в тетради.

Карта понятий

Воды суши

Реки

Озера

Болота

Подземные воды

Ледники

Исток

Левый приток

Правый приток

Устье

Эстуарий

Дельта

Дождевое питание

Снеговое питание

Ледниковое питание

Подземное питание

Водораздел

Речная долина

Речная система

Пойма

Терраса

Бассейн реки

Русло

Разгадайте кроссворд, по вертикали должно получиться слово, которое определило тему нашего урока.

Кроссворд раздается каждой группе учащихся.

По горизонтали:

  1. Углубление на дне реки, по которому течет вода?

  2. Место впадения реки в озеро, море?

  3. Как называется речка, впадающая в главную реку?

  4. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку?

Какое же слово получилось?

Разгадайте кроссворд, по вертикали должно получиться слово, которое определило тему нашего урока.

Кроссворд раздается каждой группе учащихся.

По горизонтали:

  1. Углубление на дне реки, по которому течет вода?

  2. Место впадения реки в озеро, море?

  3. Как называется речка, впадающая в главную реку?

  4. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку?

Какое же слово получилось?

Речной бассейн

Устье

Водораздел

Приток


Речной бассейн

Устье

Водораздел

Приток

Практическая работа в группах

Задание: опишите реку Обь по плану.

1. Материк, на котором находится река

Река находится на материке

2. Исток, направление течения, устье

(исток - где берет начало, устье - куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17

Исток находится

Устье -

Река протекает в направлении -

3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении - равнинная или горная)

4. Длина реки

Река имеет длину -

5. притоки реки

Левый приток 1 порядка -

Правый приток 1 порядка -

6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе)

Река относится к бассейну -

_________________________________________________________________________________________________

Практическая работа в группах

Задание: опишите реку Лена по плану.

1. Материк, на котором находится река

Река находится на материке

2. Исток, направление течения, устье

(исток - где берет начало, устье - куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17

Исток находится

Устье -

Река протекает в направлении -

3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении - равнинная или горная)

4. Длина реки

Река имеет длину -

5. притоки реки

Левый приток 1 порядка -

Правый приток 1 порядка -

6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе)

Река относится к бассейну -

Практическая работа в группах

Задание: опишите реку Енисей по плану.

1. Материк, на котором находится река

Река находится на материке

2. Исток, направление течения, устье

(исток - где берет начало, устье - куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17

Исток находится

Устье -

Река протекает в направлении -

3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении - равнинная или горная)

4. Длина реки

Река имеет длину -

5. притоки реки

Левый приток 1 порядка -

Правый приток 1 порядка -

6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе)

Река относится к бассейну -

_________________________________________________________________________________________________

Практическая работа в группах

Задание: опишите реку Амазонка по плану.

1. Материк, на котором находится река

Река находится на материке

2. Исток, направление течения, устье

(исток - где берет начало, устье - куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17

Исток находится

Устье -

Река протекает в направлении -

3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении - равнинная или горная)

4. Длина реки

Река имеет длину -

5. притоки реки

Левый приток 1 порядка -

Правый приток 1 порядка -

6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе)

Река относится к бассейну -

Практическая работа в группах

Задание: опишите реку Амур по плану.

1. Материк, на котором находится река

Река находится на материке

2. Исток, направление течения, устье

(исток - где берет начало, устье - куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17

Исток находится

Устье -

Река протекает в направлении -

3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении - равнинная или горная)

4. Длина реки

Река имеет длину -

5. притоки реки

Левый приток 1 порядка -

Правый приток 1 порядка -

6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе)

Река относится к бассейну -

_________________________________________________________________________________________________

Практическая работа в группах

Задание: опишите реку Миссисипи по плану.

1. Материк, на котором находится река

Река находится на материке

2. Исток, направление течения, устье

(исток - где берет начало, устье - куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17

Исток находится

Устье -

Река протекает в направлении -

3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении - равнинная или горная)

4. Длина реки

Река имеет длину -

5. притоки реки

Левый приток 1 порядка -

Правый приток 1 порядка -

6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе)

Река относится к бассейну -

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

  1. Объясните причину произошедшего изменения в поведении реки.

Терек воет, дик и злобен,

Меж утёсистых громад

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.

Но по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид,

И приветливо ласкаясь

Морю Каспию журчит. М. Ю. Лермонтов.

  1. Поэт Кокарев посвятил стихи реке.

Тебе кипучее начало

Дано вершинами Саян,

Недаром гордо, величаво

Ты мчишься в грозный океан.

Какая это река? В какой океан она мчит свои воды?

  1. В своих стихах А. Чепуров так описывает свою встречу с этой рекой:

Ошеломлён огромностью потока

Я спрашивал у неба и земли

«Какие силы Дальнего Востока

Такое диво сотворить могли?»

И свой ответ они не задержали

С большой горы, где лес и камень хмур

Аргунь и Шилка – две реки сбежали. . .

Назовите, какая река образуется при слиянии Шилки и Аргуни?

Реки зависят от рельефа.

В зависимости от рельефа, какие бывают реки? (Реки бывают равнинные и горные)

Рассмотрим зависимость рек от рельефа.

- В зависимости от рельефа, какие реки бывают? (равнинные и горные)

Давайте запишем в тетради схему типы рек.

Типы рек 


Равнинные
  • Спокойное течение

  • Широкая речная долина

  • Большая длина

  • Извилистое русло

  • Удобна для судоходства

  • Бурное течение

  • Узкая долина

  • Прямое русло

  • Короткая река

  • Неудобна для судоходства

Горные

- Чем равнинная река отличается от горной?. Равнинные реки – спокойные, длинные, извилистые, имеют широкое русло, а горные – бурные, короткие, узкое русло, неудобны для судоходства.

Иногда на реке можно увидеть пороги.

Пороги – выходы твердых пород в русле реки. ( учащиеся записывают определение)

- Как пороги образуются, прочитайте в учебнике на с.92, п5.

Расскажите об образовании порогов.

Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород.

Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.

При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада.

- Что такое водопад?

Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.

Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности.

Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 50 с.ш. и 630 з.д.? (Анхель, показывают на карте у доски)

Самый высокий водопад на Земле – Анхель, который находится в Южной Америке. Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья.

А вот еще один водопад, о котором расскажет ……

Сообщение о Ниагарском водопаде.

Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной Америке.

Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке.

Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.




РЕКИ. ЧАСТИ РЕКИ. РЕЧНАЯ СИСТЕМА

Открытый урок по географии в 6 классе

по теме „РЕКИ. ЧАСТИ РЕКИ. РЕЧНАЯ СИСТЕМА“.

Цель урока: Сформировать представление о реке, её частях, частях речной системы и долины. Научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по условным топографическим картам, определять левый и правый берега, притоки левые и правые, притоки I, II, и т.д. порядка.

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: „исток“, „устье“, „дельта“, „эстуарий“, „русло“, „приток“, „приток I порядка“, „приток II порядка“.

Тип урока: Исследование.

Элементы ОМСОО: Река, речная система.

Формы контроля: Фронтальный, тестовый.

Ведущие понятия урока: Речная система, исток, устье, приток.

Номенклатура: Лена, Волга, Миссисипи, Енисей, Темза.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Опрос.

Задания на проверку знаний:

  1. Расскажите, как образуются ледники?

  2. Чем лёд в леднике отличается от обычного льда?

  3. Есть ли ледники в нашей местности? Почему?

    1. Изучение нового материала.

Течёт, течёт – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

Между гор, между дол

Бежит белый конь.

  • Вы уже поняли, что тема урока … (Река).

  • Итак, открываем тетради, записываем тему (число, классную работу).

  • Попробуйте дать определение понятию, что такое „река“? (Дети отвечают, дают свои определения).

  • Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике: Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.

Если определения совпали, даётся отличная оценка учащимся, а если есть резкие отличия, следует ответить: почему не обратили внимание на эту деталь определения.

  • Река состоит из истока, русла, устья. Изобразите в тетради реку, используя в рисунке составные части.

  • Какая река расположена вблизи нашей деревни? Небольшое сообщение о реке Зюзелга.

Один ученик работает у доски. На ней изображена река:


горы

озеро


МОРЕ

  • Подписать: исток, устье, русло, приток:

горы

озеро


исток приток

главное русло

устье

МОРЕ

  • Дайте определение терминов: ИСТОК, ПРИТОК, УСТЬЕ, РУСЛО.

По мере определения терминов на доску помещаются таблички с определениями терминов:

Исток – начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

Устье – место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, море, озеро, водохранилище.

Русло – самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды.

Приток – водоток, впадающий в другой, по отношению к этому, другому.

Эстуарии – воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря.

Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло.

  • Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии. Запись в тетради делается в виде схемы:

устье


дельта

эстуарии


Лена

Енисей

Волга

Темза

Миссисипи

Св. Лаврентия

  • Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная система? Вернёмся к рисунку. Нам его следует дорисовать.

  • Где берёт начало главная река? (В озере)

  • Где берёт начало приток? (В горах – ледники)

  • Где ещё могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике)

  • Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота:

горы

озеро


исток

болото родник


главное русло

устье

МОРЕ

Ученики выдвигают версии до тех пор, пока не скажут, что есть левые и правые притоки?

  • Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева, – то левый)

  • Посмотрите на притоки, берущие начало в горах и из родника. Что вы можете сказать о них? (Они левые)

  • У вас не возникает вопрос: как их различить, если они оба левые?

  • Один из них первого порядка, а какой-то второго. Как бы вы их назвали? (Тот, который впадает первым – первого порядка, тот, который впадает в приток первого порядка – второй.

горы

озеро


левый

исток приток I порядка

болото родник


приток II порядка

правый приток

главное русло

устье

МОРЕ

  • Это и есть речная система. Сделайте подзаголовок своего рисунка в тетради. Прочитайте в учебнике, что такое речная система.

Речная система – главная река со всеми её притоками.

  1. Главная река.

  2. Исток главной реки, устье главной реки.

  3. Левые и правые притоки.

  4. Притоки I,II,II и т.д. порядков.

Ответ:

  1. Обь – главная река.

  2. Исток г.Алтай, в месте соединения р.Бия и Катунь. Устье – Карское море.

  3. Левый приток – Иртыш.

  4. Приток I порядка – Иртыш, II порядка – Ишим.

  • Работа с контурными картами: с. 26, подписать следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.

Если ученики не успевают, то можно дать как домашнее задание.

  1. Домашнее задание: §30 п.1,2 Работа в контурных картах.

исток, устье (описание типов), речная долина и режим реки

Реки образуются по следующей схеме. Подземные воды попадают в вытянутые углубления на поверхности земли, называемые руслами.

Иногда реки образуются в горах, получая питание от дождя или таяния снега, некоторые берут своё начало из различных водоёмов, например, болот или озёр. Движение воды в руслах происходит за счёт естественного перепада рельефа.

От маленьких ручейков — до стремительной пучины

Крупные реки чаще всего начинаются с малых ручейков, собирая на пути воды от других источников. Встречаясь с другими притоками, они становятся огромными и широкими.

Плюс ко всему в них попадают проливные дожди и талые воды, иногда это может привести к тому, что поток может выйти из берегов и затопить окрестности. Наступает половодье. Сильное подтопление приводит к стихийным бедствиям и может принести огромный ущерб.

Подпитка воды в русло может быть смешанной и зависит от времени года и некоторых других факторов. Тип питания рек бывает:

  1. Дождевой.
  2. Снеговой.
  3. Ледниковый.
  4. От подземных (грунтовых) вод.
  5. Смешанный.

Группа сливающихся рек и выходящих в единый поток носит название речной системы. Она состоит из главной реки и впадающих в неё притоков, которые можно подразделить на притоки первого, второго и последующих порядков.

Реки могут иметь много несколько небольших протоков или русел, которые соединяются и разъединяются. Такие артерии называются разветвлёнными. Обычно они бывают широкими, но не слишком глубокими. На холмистой местности берега могут становиться извилистыми и образуют так называемые излучины. Наглядный пример — Самарская Лука на Волге.

Начало реки называется истоком. Как правило, это несколько мелких ручьёв или родников, сливающихся в один поток. Иногда истоком может стать море или озеро. Всё зависит от рельефа и характеристики местности. Для Волги источниками являются ключи, бьющие из-под земли. Начало Днепра — это болото, озеро Байкал является истоком для Ангары, а из Ладожского озера вытекает Нева. Высокогорные ледники питают Кубань.

Еще одним географическим понятием является русло — это продолговатое углубление на поверхности земной коры, возникшее в результате эрозии почвы, максимально пониженная ветвь речной долины. По нему происходит перемещение воды в периоды между паводками.

Русло может иногда меняться в результате наносов или размывания берегов и дна. Ширина некоторых русел достигает нескольких километров. К таким крупным рекам относятся Обь, Лена, Амазонка и др.

В горах потоки из-за перепада высот, перемешиваются более интенсивно, чем на равнинной местности, образуются пороги — каменистые участки в русле, где вода течёт с высокой скоростью и имеет большие перепады уровня. Этого явления не наблюдается в равнинных местах.

Место впадения одной реки в другую называется устьем или верховьем.

Основные типы устьев:

  • нормальные;
  • эстуарные;
  • эстуарно-дельтовые;
  • дельтовые.

Описание дельтовых и эстуарных устьев

Количество наносимых масс влияет на форму берегов и дна в месте слияние двух рек. Текущие очень быстро на крутых участках потоки стремительно движущейся воды уносят ил, песок, гравий. Река в месте впадения в море или озеро слабеет и ближе к концу теряет способность нести элементы примесей, и тогда твёрдые массы накапливаются в устье. Их уже не могут переносить ни отливы, ни приливы.

Пассивные отложения вынуждают воду искать другие каналы и пути для протекания, появляются новые русла. Это может многократно частить. В итоге образуется устье со множеством рукавов. Такие места называются дельтами. Здесь даже могут проживать люди и заниматься земледелием. Хорошие дельты имеют Волга, Нил, Дон, Дунай.

Если водоток может привести малое количество осадочных масс, то дельта, как правило, не такая разветвлённая. При её отсутствии река впадает в основной водоём, например, море, одним каналом, чем ближе к устью, тем она шире. Такое устье принято называть эстуарием. Как яркий пример такого устья можно назвать Енисей. От дельтовых такие участки отличаются тем, что здесь увеличивается глубина. Это основное отличие эстуариев и дельтовых низовий.

Географические термины и определения

Расстояние от истока реки до устья называется длиной. При расширении устья на несколько рукавов образуется дельта или лиман. Вытянутые длинные понижения в рельефе местности называются речной долиной. В наиболее глубокой её части протекает река.

Территория долины, заливаемая водой во время половодья, носит название пойма, а вся местность с впадающими притоками и ручьями называется бассейном. На холмистой местности преодолевая препятствия на своём пути, водные потоки начинают петлять, пытаясь найти себе путь. Как правило, многие русла имеют извилистую форму. Плавные изгибы называются излучинами.

Воды, которые находятся на поверхности суши, называются поверхностными. К ним относятся моря, реки, болота, озёра. Водоток, впадающий непосредственно в океан, озеро или море, называется главным. Те, что протекают дальше и сливаются с главными реками, называются притоками.

Границей водного потока или реки является берег. Чтобы определить, какой это берег, левый или правый, нужно встать лицом в ту сторону, куда направлено течение. Точно так же можно притоки разделить на левые и правые, и определить их принадлежность по направлению течения.

Водопотоки распределены по земному шару с разной частотой. Где-то их больше, а где-то меньше. Например, в пустынях или в степной местности почти нет водоёмов либо есть только пересохшие русла.

В слиянии двух рек зачастую оба потока имеют уклон одного порядка Это зависит от того, что местность имеет одинаковый перепад, но иногда бывают случаи, когда приток стекает по крутому склону. В этом случае его скорость намного больше, и приток сильно влияет на поток основной реки. В мягком, податливом грунте, который легко поддаётся размытию, потоки, взаимодействуя, уменьшают угол соединения. При впадении притока возникает водоворотный участок, который размывает берег, выше устья формируется коса.

В скалистых местах или там, где строение грунта твёрдое и не поддаётся размыванию, такое явление не наблюдается, угол слияния рек зависит от рельефа и направление речных углублений. Потоки, которые соединяются под небольшим углом, протекают на протяжении многих километров параллельно друг другу и активно не перемешиваются. Если в одной из них вода имеет более мутный оттенок, то можно видеть, как вдоль одного из берегов протекает поток, который принёс приток. Активность смешивания вод при этом зависит от количества изгибов и поворотов.

Что такое режим реки

Это система регулярных изменений её состояния (годовых или суточных), зависящих обычно от климата, географического положения и физических свойств водосборного бассейна. Режим оказывает влияние на изменения уровня воды, температуру и химический состав воды, скорость течения.

Факторы, определяющие состояние реки в тот или иной период:

  1. География местности.
  2. Наличие ледников в высокогорных местах.
  3. Количество осадков.
  4. Присутствие подземных вод.
  5. Некоторые особенности климата.
  6. Растительный и животный мир местности.
  7. Рельеф.

Режим имеет важное значение и оказывает влияние на жизнь обитателей рек и озёр. Например, рыбы мутируют или вымирают совсем. Жизнедеятельность жителей бассейна той или иной водной магистрали зависит от годовых и сезонных изменений состояния. Животный мир в прибрежных частях богат и разнообразен, такие объекты привлекают сюда любителей рыболовного промысла.

Конспект и презентация к уроку по теме "Реки. Части реки" (6 класс)

Открытый урок по географии в Шидровской основной школе

Учитель: Чернышёва Т.В.

Дата: 18.12.2015

Тема: Реки. Части реки.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями.

Задачи:

  1. Образовательные задачи:

сформировать у учащихся представление о реке и ее частях;

познакомить с понятиями: исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел;

научить определять левые и правые притоки реки.

  1. Развивающие задачи:

формировать умения работать с различными картами.

  1. Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.

Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел.

Географическая номенклатура: реки - Волга, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи.

Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий», атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Урок составлен по учебнику Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учебник для 6-го класса образовательных учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2007.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Всем добрый день!

Проверим, все ли у нас есть для работы: дневник, тетрадь, учебник, ручка, атлас. Сегодня у нас много гостей. Для создания хорошего настроения улыбнемся друг другу, гостям. Пусть улыбки наполнят теплом ваши сердца. Я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем.

  1. Проверка домашнего задания:

О чем мы вели разговор на прошлых уроках? (гидросфера)

Постараемся вспомнить, что мы знаем по этой теме.

    1. Описание Тихого океана (слайд 1)

План характеристики океана

      1. Какое место по площади занимает среди других океанов

      2. Какие материки омывает

      3. Наибольшая и преобладающая глубина.

    1. Описание Аравийского моря (слайд 2)

План характеристики моря

      1. К бассейну какого океана относится

      2. Какой материк омывает

      3. Внутреннее или окраинное.

      4. Преобладающая глубина.

    1. Третий лишний (слайд 3)

Индостан, Индокитай, Гренландия

Гибралтарский, Панамский, Мозамбикский

Камчатка, Флорида, Куба

Пиренейский, Бенгальский, Аппенинский

    1. Разделите на 2 части: море, болото, залив, соленость, подземные воды, озера, океан, река (слайд 4). Почему так разделили?

    2. Арт-обстрел

    3. На прошлом уроке мы с вами изучили подземные воды. Повторим. Установите соответствие (на листочках):

1. Вода, находящаяся в земной коре называется …

А. минеральными водами

2. Горные породы, пропускающие воду, называются …

Б. источниками (родниками)

3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известниках) называются …

В. межпластовыми водами

4. Слой, насыщенный водой называется …

Г. водоносным слоем

5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются …

Д. пещерами

6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, резных долинах называются …

Е. водопроницаемыми горными породами

7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется …

Ж. грунтовыми водами

8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются …

З. подземной водой

Взаимопроверка (ученики в парах меняются тетрадями, проверяют работу и выставляют оценки, используя критерии оценивания).

(Слайд № 5) Ответы:

1.З; 2.Е; 3. Д; 4.Г; 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.

Критерии: 8 правильных ответов – «5», 6-7 правильных ответов – «4», 4-5 правильных ответов – стоит обратиться за помощью, 4 и менее правильных ответов – необходимо повторить определения.

III. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя

Темой нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало песен, стихов, загадок. Звучит песня о реке.

Вы уже поняли, что речь сегодня пойдет о реках.

Закройте глаза, представьте себе реку. Какие ассоциации у вас возникли?

- А что вы знаете о реках?

- А что бы вы хотели еще узнать о реках? Я думаю, что в течение урока мы попытаемся получить ответы на интересующие вас вопросы.

(Слайд № 6) Цель нашего урока: мы должны сформировать представления о реке и ее частях, познакомиться с новыми понятиями.

(Слайд № 7) На Земле почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину более 1000 км. А России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.

(Слайд № 8) Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид.

(Слайд № 9) - Что такое река? (пробуют составить определение)

Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки.

Открываем атласы. Чем обозначены они? (Синие или голубые непрерывные кривые линии, но в Австралии – прерывистые, пересыхающие)

Выполняют задание 1 в рабочей тетради на стр. 76

(Слайд № 10) Схема реки. Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало.

- А откуда река может брать свое начало? (Одна река вытекает из озера, другая из болота, третья из родника, четвертая начинается в горах)

- Значит, что такое исток?

Исток – место, где река берет начало. Выполняют задание 2 в рабочей тетради на стр. 76

Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает.

- Куда река может впадать? (в море, озеро, или в другую реку)

- Как называют это место? (устьем)

(Слайд № 11) Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Выполним задание 3 в рабочей тетради.

(Слайд № 12) Задание: Найдите на карте России исток и устье реки Волга. Определите, где они находятся.

Исток находится на Валдайской возвышенности, а устье – в Каспийском море.

Все самые большие реки впадают в моря и заливы океана, некоторые в озера, но большинство из них являются притоками других рек.

- Как же определить, какой приток – правый или левый? (Встать лицом по течению и справа будет правый приток, а слева – левый приток).

Правило определения правого и левого притоков:

  1. Встать лицом к устью реки (вниз по течению).

  2. Если река впадает справа – это правый приток.

  3. Если река впадает слева – это левый приток.

Задание 4 (первая часть) в рабочей тетради

Задание: Найдите в атласе на карте России с.16, 17 реки и назовите их притоки.

1. Каким притоком у Волги является река Кама? Кама - левый приток Волги.

Физкультминутка. Проведем её с двойной пользой: отдохнем физически и поработаем умственно. Давайте встанем. Если вы со мной согласны, то вы делаете любые движения руками (хлопаете, машете), если не согласны, то любые движения ногами (топаете, прыгаете)

      1. Устье – это начало реки (нет)

      2. Исток – это начало реки (да)

      3. Вага – это приток Северной Двины (да)

      4. Реки берут начало в море (нет)

      5. Наш поселок находится на правом берегу Ваги (да)

      6. Северная Двина впадает в Черное море (нет)

(Слайд № 13) И еще раз повторим, что мы уже изучили – работа по схеме на слайде (устье, устье, исток, исток, исток, приток, приток)

(Слайд № 14) А теперь посмотрим реку в профиль (в разрезе).

Углубление, в котором располагается русло, называется речной долиной.

Часть долины, которая затопляется весной в половодье, называется поймой. Постепенно река углубляет свое русло, вслед за чем понижается ее пойма. О прежней пойме напоминают террасы, которые хорошо видны на слайде и на рис. 57 в учебнике. Речная долина становится шире от истока к устью.

(Слайд № 15) Главная река со всеми ее притоками образует речную систему.

Речная система – главная река со всеми притоками.

На карте речная система напоминает ветвящееся дерево. Площадь, с которой в речную систему попадает вода, называют бассейном реки (см. рис. 58 в учебнике, стр.89).Самый большой бассейн у реки Амазонки (почти равняется площади Австралии). А между двумя соседними бассейнами проходит граница – водораздел.

Задание 4 (вторая часть) в рабочей тетради

Задание: по карте России определите, водораздел каких бассейнов проходит по Уральскому хребту.

Резерв. Как измерить длину реки – прикладываем линейку (ниточку), измеряем, умножаем на масштаб.

  1. Закрепление. (Слайд №16) А сейчас проверим, как вы усвоили понятия урока. По очереди отвечаем, что обозначено цифрами.

Исток

2

Речной бассейн

5

Устье

1

Водораздел

4

Приток

3

V. Домашнее задание

(Слайд № 17) П. 30 (п.1,2), составить кроссворд по терминам, которые изучили ИЛИ представить себя рекой, от её имени написать сообщение людям.

  1. Оценки

  1. Рефлексия (Слайд № 18)

- На доске показаны знаки, с помощью которых оцените, как вы поняли тему урока:

! – понятно все

? - есть вопросы

. – ничего не понял

Я показываю знак, а вы поднимите руки.

Вижу, что большинство поняли тему урока. Что вам особенно понравилось на уроке? Что легко давалось, было понятно? В чём испытывали трудности?

VI. Итог

- Что нового вы узнали о реках?

- Чему научились?

- Что еще хотите узнать?

(Слайд № 19) Урока время истекло

Я вам, ребята, благодарна,

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

(Слайд №20) Спасибо всем!

Приток

- Дети | Britannica Kids

Приток - это ручей или река, впадающая в главную реку и впадающая в нее. Прямо в море не впадает. Место слияния притока и главной реки называется слиянием.

Истоки притока называются его истоком. Это место, где вода начинает свой путь к океану или морю. Источник обычно находится на возвышенности, и вода может поступать из самых разных мест, таких как озера, тающий лед и подводные источники.Река может значительно увеличиться в размерах на пути от истока к устью, поскольку другие притоки присоединяются к ней и добавляют свой объем воды к ее потоку. Подземные воды также могут увеличить объем реки. У реки Амазонка тысячи притоков. Все они впадают в него, чтобы сделать его самой большой рекой в ​​мире по объему.

Не все притоки текут круглый год, так как на них могут влиять погодные условия. В летние месяцы, например, небольшие притоки могут полностью пересыхать, оставляя слои засохшей грязи.

Река Миссисипи - самая длинная река Северной Америки, ее длина составляет около 2350 миль (3780 километров). Он имеет множество притоков, включая реку Огайо и реку Миссури.

.

Исток реки - Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Источник реки или ручья - это исходная точка, из которой река течет. Это может быть озеро, болото, родник или ледник. Здесь начинается поток.

Исток - это самая дальняя точка речного потока от устья или слияния с другой рекой или ручьем. Реки обычно питаются множеством притоков. Самый дальний поток называется верхний поток или верхний поток .Иногда возникают разногласия по поводу того, какой источник является основным источником воды, следовательно, какой источник является истинным.

Озеро, питаемое многими реками, иногда называют истоком более крупной реки, вытекающей из него. Например, озеро Виктория часто называют истоком Нила, поскольку реки, впадающие в него, имеют собственные названия.

Истоки обычно находятся в горах. Ледниковые истоки образуются за счет таяния ледников.

Исток - это место, где начинается река, а устье - место, где она впадает в море.Устье может иметь форму дельты реки.

.

Река Темза Что мы знаем? Словарь Приток Меандра Источник Mouth Tidal.

Презентация на тему: «Река Темза. Что мы знаем? Словарь Меандр, приток, исток, устье, прилив» - стенограмма:

1

2 Река Темза Что мы знаем?

3 Словарь Меандр Приток Источник Рот Прилив

4 Карта реки Темзы. Идет ли путь реки с запада на восток или с севера на юг?

5 Вы хоть представляете, что это может быть? Вы хоть представляете, что это может быть?

6 Исток Темзы. Этот простой памятник вы найдете примерно в четверти мили через поля от паба King's Head в Кембле, недалеко от Сайренчестера в Котсуолдсе.На нем есть такая надпись: «Вы найдете этот простой памятник примерно в четверти мили через поля от паба King's Head в Кембле, недалеко от Сайренчестера в Котсуолдсе. На нем есть надпись: СОХРАНЕНИЕ РЕКИ В 1857-1974 ГГ. ЭТОТ КАМЕНЬ БЫЛ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ОТМЕТИТЬ ИСТОЧНИК РЕКИ В ЭТОМ СОХРАНЕНИИ РЕКИ В 1857-1974 гг.


7 Где заканчивается Темза? Длина Темзы 344 км, и ее устье находится недалеко от Саутенда, где она впадает в Северное море. Длина Темзы составляет 344 км, а ее устье находится недалеко от Саутенда, где она впадает в Северное море. Поскольку устье Темзы очень широкое, оно также называется устьем. Поскольку устье Темзы очень широкое, его также называют устьем.

.

Чамбаль


Река Чамбал - один из основных притоков реки Ямуна. Расположенная в Центральной Индии, река составляет значительную часть Большой Гангской дренажной системы. Река Чамбал течет по маршруту с севера на северо-восток через Мадхья-Прадеш, протекает на значительном расстоянии через Раджастхан, затем образует границу между Мадхья-Прадешем и Раджастханом, прежде чем повернуть на юго-восток, чтобы встретить Ямуну в штате Уттар-Прадеш.

О реке Чамбал

Река Чамбал - известная река, о ней упоминалось в различных доисторических писаниях. Это многолетняя река, исток которой находится в Манпуре, расположенном к югу от города Моу, недалеко от Индора, на южной стороне горного хребта Виндхья, лежащего в Мадхья-Прадеше.

Чамбал и его притоки истощают территорию малва на северо-западе Мадхья-Прадеша, и в то же время его приток, Банас, который берет начало в хребте Аравалли, омывает юго-восточную часть Раджастхана.Река заканчивается в месте встречи пяти рек, включая Квари, Чамбал, Синд, Ямуна и Пахудж в Пахнаде, недалеко от Бхаре в штате Уттар-Прадеш, на границе районов Этава и Бхинд.

Река Чамбал считается экологически чистой и является домом для замечательного разнообразия речной фауны, в том числе двух видов крокодилов - гавиала и грабителя, гладкошерстных выдр, 8 разновидностей пресноводных черепах, скиммеров, гангетических речных дельфинов, журавли-сарусы, чернобрюхие крачки и черногорлые аисты, а также другие.

Листва

Этот регион расположен в частично бесплодной местности на северо-западе Индии на границе Раджастана, Мадхья-Прадеша и Уттар-Прадеша. Флора включает узкую долину, терновые джунгли, подкатегорию северных тропических лесов (подмножество 6B / C2 измененной таксономии Champion & Seth, 1968). Эта подкатегория обычно растет в менее бесплодных регионах с осадками 600–700 мм. В этой области также произрастает несколько экземпляров Saline / Alkaline Babul Savannah (5E / 8b), категории северных тропических засушливых широколиственных лесов.Вечнозеленые растения на берегу реки полностью отсутствуют, есть лишь запасные почвопокровные растения рядом с сильно обветренными берегами рек и прилегающими территориями долин.

Частично бесплодная территория в Мадхья-Прадеше характеризуется водосборным бассейном Чамбал, простирающимся до рек Бетла и Нармада. Было найдено более 1000 цветущих растений, в том числе:
  • Pendula
  • Anogeissus latifoia
  • Ланнеа короманделика
  • Tectona grandis
  • Стеркулия уренс
  • Diospyros melanoxylon
  • Butea monosperma
  • Митрагина парвифлора
  • Босвеллия пильчатая
  • Emblica officinalls
  • Хардвикия бината
  • Бриделия чешуйчатая
Состав классов на уровне земли и в кустах аналогичен составу классов в полузасушливых районах Гуджарата.Некоторые прицепные растения этого региона включают следующие категории:
  • Atylosia
  • Ринхозия
  • Чиссампелос
  • Cocculus
  • Pergularia daemia
  • Ипомея
  • Тиноспора сердцевидная
  • Пуэрария тубероза
Небольшие деревья и колючие кусты, обычно встречающиеся в этой области, включают следующее:
  • Balanites aegyptiaca
  • Каппарис сепиария
  • A. nilotica
  • Акация Сенегал
  • Просопис юлифлора
  • Leucophloea
  • Maytenus emarginata
  • Butea monosperma
  • Персика Сальвадора
  • Tamarix sp
  • Crotalaria medicaginea
  • С.олеоиды
  • C. burhia
  • Calotropis procra
  • Клеродендрум фломидис
  • Leptadenia pyrotechnica
  • Ксантиум индикум
Кроме того, есть висячие растения или виноградные лозы, связанные с этими растениями, такими как Pergularia daemia, Maerua oblongifolia, Ceropegia bulbosa, и травянистые растения, например Farsetia hamiltonii, Argemone mexicana, Cleome viscosa, Tephrosia purpurea, Glinus lotoides, Tribulus terrestris, Rivea sp. , Sericostoma pauciflorum, Pedalium murex, Ipomoea sp., Lepidagathis sp., Sesamum mulayanum, Chrozophora sp., Boerhavia diffusa и пастбища, такие как Fimbristylis sp., Cyprus sp., Cenchrus sp., Brachiaria sp. И Dichanthium sp. и т.п.

Источник, дренаж и устье реки Чамбал

Длина реки Чамбал составляет 960 км. Река берет свое начало недалеко от гребня Сингар Чури на северной стороне скал Виндхьяна, в 15 км к западу и юго-западу от Моу в районе Индор, Мадхья-Прадеш. Исток реки Чамбал находится на высоте около 843 м.Первоначально он проходит по маршруту на север в Мадхья-Прадеше на расстояние около 346 км, а затем обычно по маршруту на северо-восток на протяжении 225 км через Раджастхан. Река протекает еще 217 км между Мадхья-Прадешем и Раджастханом и еще 145 км среди Мадхья-Прадеша и Уттар-Прадеша. Река Чамбал движется в Уттар-Прадеш и протекает примерно на 32 км до впадения в реку Ямуна в районе Этавах штата Уттар-Прадеш на высоте 122 м, создавая часть большой дренажной системы Ганга.

От истока до слияния с Ямуной река имеет спуск около 732 метров. Из всего этого спуска около 305 метров находятся на начальном участке в 16 км от его истока. Через 338 км река опускается еще на 195 метров, где река впадает в каньон через форт Чаурасигарх. На следующих 97 км потока от форта Чаурасигарх до города Кота русло реки опускается еще на 91 метр. На оставшейся части своего 523-километрового участка река Чамбал пересекает равнины местности малва, а затем и Гангский бассейн.Средний уклон реки 0,21 м / км.

Река является неорошаемой рекой, и весь водосборный бассейн до места слияния с Ямуной занимает площадь 143 219 км2. По форме водосборный бассейн реки похож на прямоугольник до пересечения рек Банас и Парвати с рекой Чамбал, протекающей рядом с его главной осью. Долина реки расположена между 22 ° 27 'северной широты, 27 ° 20' северной широты и 73 ° 20 'восточной долготы и 79 ° 15' восточной долготы. На востоке, западе и юге долина окружена горными цепями Виндхья и Араваллисами на северо-западе.Под местом встречи Банас и Парвати водосборный бассейн становится тоньше и расширяется. В этом промежутке он граничит с горным хребтом Виндхян на юге и горным хребтом Аравалли на севере.

На северо-западе обрывы Виндхьяна окаймляют левый берег реки Чамбал, а затем в основном изрезаны им. Река усиливается примерно в 6 км от реки Нармада, вытекает в мезозойской плоскости, располагается на вершине откосов и впадает прямо через них, с последующими притоками на податливых осадочных породах.Река и ее притоки Парбати и Кали Синд образовали аллювиальное плато треугольной формы, примерно 200–270 м над тонким руслом нижнего течения реки Чамбал в Коте. Река Чамбал - это река с характерным прямым стоком, она намного старше Ганга и рек Ямуна, в которые она в конечном итоге впадает.

Притоки реки Чамбал

К основным притокам реки Чамбал относятся следующие:

  • Choti Kalisindh
  • Шипра
  • Retam
  • Сиванна
  • Калисинд
  • Ансар
  • Парбати
  • бананов
  • Кувари
  • сен
  • Алния
  • Куно
  • Чакан
  • Mej
  • Чамла
  • Парвати
  • Лахундер
  • Гамбхир
  • Бангери
  • Хан
  • Teelar
  • Кедель

Чамбал - самая значительная река равнинной местности малва.Бассейн реки представляет собой часть котлованов, поймы и ущелий. В Раджастане местность Хадаути возникает в верхнем водосборном бассейне реки Чамбал к юго-востоку от долины Мевар. Бассейн реки выходит на территорию Малва на востоке. Географически его можно разделить на Лаву Декана (Малва) и область откосов Виндхьяна. Как заявил Херон в 1953 году, педиплен на востоке, возникающий среди местности Виндхьяна и горного хребта Аравалли, содержит узкий тонкий слой четвертичных отложений, измененный верхний слой почвы и материалы речных каналов.В любом случае можно выделить два изношенных слоя в районе педальной равнины третичного периода. Плато Виндхян, соседний бассейн Чамбал и Индо-Гангская аллювиальная территория (более древний аллювий) относятся к периоду от плейстоцена до недавнего времени. Ландшафт бесплодных земель - типичный атрибут бассейна Чамбал, с другой стороны, канкар полностью сформировался в более древних аллювиальных отложениях.

Плотины на реке Чамбал

На реке Чамбал есть несколько плотин.Воды реки используются для создания гидроэлектростанций. Эти плотины - плотина Ганди Сагар, плотина Джавахар Сагар и плотина Рана Пратап Сагар.

Плотина Ганди Сагар

Это самая старая из четырех плотин, построенных на реке Чамбал. Плотина Ганди Сагар расположена на границе Мадхья-Прадеша и Раджастана. Плотина представляет собой каменную гравитационную плотину высотой 64 метра с существующим хранилищем объемом 6 920 м3 и водосборным бассейном площадью 22 584 км², из которых всего 1 537 км² находится в Раджастане.Строительство плотины было завершено в 1960 году. Гидроэнергетический объект состоит из пяти энергоблоков мощностью 23 МВт каждый. Вода, сбрасываемая после выработки электроэнергии, используется для снабжения сельскохозяйственных земель через плотину Кота.

Плотина Рана Пратап Сагар

Эта плотина расположена в 52 км ниже по течению от плотины Ганди Сагар над рекой Чамбал недалеко от Раватбхаты в районе Читторгарх, Раджастхан. Строительство плотины было завершено в 1970 году.Плотина - вторая в серии проектов долины Чамбал. Высота плотины 54 метра. Источник энергии расположен в левом углу канала перелива воды и состоит из 4-х секций по 43 МВт каждая, с устойчивой выработкой мощности 90 МВт при 60% нагрузке элемента. Общий водосборный бассейн этой плотины составляет 24 864 км², из которых 956 км² находится в Раджастане. Живая емкость плотины составляет 1 566 млн м3. Открытый дренажный бассейн под плотиной Ганди Сагар занимает площадь 2 280 км².

Плотина Джавахар Сагар

Эта плотина является третьей плотиной в последовательности проектов долины Чамбал, расположенной в 26 км ниже по течению от плотины Рана Пратап Сагар и в 29 км выше по течению от города Кота. Это каменная гравитационная плотина высотой 45 метров и длиной 393 м, производящая 60 МВт гидроэлектроэнергии с установленной мощностью 3-х секций по 33 МВт. Строительство плотины было завершено в 1972 году. Общая площадь водосборного бассейна плотины Джавахар Сагар составляет 27 195 км², из которых всего 1 496 км² находится в Раджастане.Открытый дренажный бассейн под плотиной Рана Пратап Сагар занимает площадь 2331 км².

Плотина Кота

Эта плотина является четвертой в серии проектов долины Чамбал, расположенной примерно в 0,8 км выше по течению от города Кота в Раджастане. Вода, сбрасываемая после выработки электроэнергии на плотине Рана Пратап Сагар, плотине Ганди Сагар и плотинах Джавахар Сагар, перенаправляется плотиной Кота для орошения в Мадхья-Прадеш и Раджастхане и через внутренние водные пути на левой и правой сторонах реки.Строительство этой плотины было завершено в 1960 году. Общий водосборный бассейн плотины Кота составляет 27 332 км², из которых открытый водосборный бассейн под плотиной Джавахар Сагар составляет всего 137 км². Живой объем плотины составляет 99 млн. М³. Плотина представляет собой насыпную плотину с желобом для перелива воды. Правый и левый основные каналы имеют пропускную способность головного сооружения 188 м³ / сек и 42 м³ / сек соответственно. Общая протяженность основных каналов, распределительной системы и подразделений составляет около 2 342 км, что обеспечивает снабжение региона КЦА площадью 2 290 км².Плотина имеет 18 ворот для регулирования паводков и отвода воды вниз по течению, а также выполняет функцию моста между районами города Кота на левой и правой сторонах реки.


Последнее обновление 13.03.2020

.

River Severn Факты и информация для детей

Река Северн, как и все реки, дает нам пищу, энергию, отдых, транспортные пути, а также воду для орошения и питья. Присоединяйтесь к Винни-Пуху и друзьям в их путешествии по реке Северн от истока до моря и открывайте захватывающие факты и информацию о реке.

Река Северн вытекает из земли в торфяном болоте в Кембрийских горах Уэльса.


Пух и друзья у истока Северна

Факты об истоке реки Северн

  • торфяник
  • местонахождение Плинлимон, Кембрийские горы, Уэльс
  • перепад высот 610 м (2 001 фут)
  • координаты 52.493465 ° с.ш.3,734578 ° з.д.

Двести двадцать миль (354 км) и четыре округа позже, он поглощается Бристольским проливом и, в конечном итоге, Атлантическим океаном.


Друзья поражены огромными размерами устья реки Северн

Факты об устье реки Северн

  • местонахождение Бристольский пролив, Англия
  • перепад высот 0 м (0 футов)
  • размер более пяти миль шириной

Река Северн на 6 миль (10 км) длиннее Темзы, что делает ее самой длинной рекой в ​​Великобритании.Он течет по полукруглому маршруту через валлийский графство Поуис и английские графства Шропшир, Вустершир и Глостершир.

Интересные факты о реке Северн

  • Помимо реки Северн, в горах берут начало две другие реки - Уай и Рейдол.
  • Название Северна происходит от латинского слова Sabrina , которое ранее на валлийском языке было «Хафрен», что означает «граница».
  • Лес Хафрен получил свое название от реки Северн, Афон Хафрен на валлийском языке
  • Устье реки Северн имеет ширину более пяти миль.
  • Устье реки образует физическую границу между Англией и Уэльсом.
  • Во время прилива водная стена может подниматься вверх по течению более чем на 25 миль. Эта приливная волна известна как Севернский канал и может увеличивать глубину реки до 50 футов (15 м).


Следите за тремя основными функциями реки, путешествуя по реке Северн с Пухом и его друзьями.

  1. Перевозка воды
  2. Эрозия (перенос отложений)
  3. Отложение (отложение осадка)


Знак к Источнику Северн / Тарддиад Хафрен

Нажмите на стрелки, чтобы следовать нашему виртуальному туру по реке Северн от истока до моря.Кроме того, вы можете посетить нашу страницу содержания, чтобы увидеть полный список мест и особенностей реки, расположенных вдоль реки.

Винни-Пух путешествует по Темзе

.

Смотрите также