Что такое оселедец у казаков


«Оселедец»: как появилась знаменитая казачья прическа

Трактовка понятия «хохол» как синонима слов «малоросс» и «украинец» встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально «хохлом», или попросту «хохолком», называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки.

Выглядела она так: голова мужчины полностью выбривалась налысо, только на самой макушке оставалась нетронутой небольшая часть волос. Эту прядь почти не стригли, в результате чего она выглядела как длинный хохолок или чуб.

«Хохол» или «оселедец»?

Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».

Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.

Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.

Происхождение оселедца

В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».

Брили голову и оставляли на макушке длинный чуб казахи, тувинцы, авары, татары и другие кочевники. Иногда для удобства длинную прядь волос заплетали в косичку. Айдар был особым отличительным признаком. Таким же, как национальный костюм, оружие, язык или обычаи народа. У многих кочевников эта прическа была очень распространена. Казаки, часто воевавшие и «общавшиеся» таким образом с татарами и другими кочевниками, просто позаимствовали эту прическу и дали ей свое название – «оселедец».

Значение этой прически для казаков

Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.

Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.

Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.

Читайте также:

Кириллица | Зачем казаки носили хохлы

Трактовка понятия «хохол» как синонима слов «малоросс» и «украинец» встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально «хохлом», или попросту «хохолком», называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки.

Выглядела она так: голова мужчины полностью выбривалась налысо, только на самой макушке оставалась нетронутой небольшая часть волос. Эту прядь почти не стригли, в результате чего она выглядела как длинный хохолок или чуб.

«Хохол» или «оселедец»?

Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».

Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.

Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.

Происхождение оселедца

В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».

Брили голову и оставляли на макушке длинный чуб казахи, тувинцы, авары, татары и другие кочевники. Иногда для удобства длинную прядь волос заплетали в косичку. Айдар был особым отличительным признаком. Таким же, как национальный костюм, оружие, язык или обычаи народа. У многих кочевников эта прическа была очень распространена. Казаки, часто воевавшие и «общавшиеся» таким образом с татарами и другими кочевниками, просто позаимствовали эту прическу и дали ей свое название – «оселедец».

Значение этой прически для казаков

Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.

Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.

Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.

Читайте также:

чуб-оселедец, чуприна, стрижка "под горшок". Фото, история появления, значение

Прическа казака — чуб, чуприна или стрижка "под макитру" (горшок) — это не просто элемент образа. За каждым способом стрижки стоит целая легенда. В этой статье мы поговорим об истории появления своеобразных причесок и значении их в жизни казачества.

Чуб Тараса Бульбы

Для начала давайте вспомним о том, какова была внешность одного из самых известных казаков в литературе. Тарас — это пожилой мужчина, голова его обрита, но есть чуб (оселедец). Эта прядь волос совсем седая. Бороду он бреет, но зато отрастил длинные свисающие усы. Его лицо исписано шрамами, которые он получил в бою. Как видите, один из самых яркий представителей казачества носит традиционную прическу — чуб.

Разновидности причесок

Волосы для казаков имели особое значение. Никто не давал указаний носить казакам чуб, но для них это было знаком принадлежности к одной общине, роду, станице. Шапку воины также всегда носили, нахлобучив на одну сторону.

Давайте же разберем, какие именно прически носили казаки и в чем их отличие. Среди широко известных можно выделить такие:

  • хохол;
  • чуб "оселедец";
  • стрижка "под чуприну";
  • "скобка", прическа "под горшок" или "под арбузную корку".

Хохол

Обычай носить такую прическу был в основном у казаков-черкесов. Стрижку «хохол» делали мальчикам, которые прошли обряд инициации. После того как ребенка посвятили в воины, по краям его голову гладко брили, а посередине оставляли то, что сейчас принято называть «ирокезом». Такой хохолок и стал основанием для немного насмешливого прозвища славянских воинов. Интересно, что у живших по соседству персов слово «казак» и имело значение "хохолок".

Оселедец

Чуб "оселедец", или чуприну имели право носить только воины, которые «понюхали пороху». Это не просто прическа, а древний обряд. У норманнов, к примеру, это было посвящение в служение богу с одним глазом - Одину. Считалось, что такую прическу носил сам одноглазый владыка и все его войско. Есть документальные подтверждения тому, что воины-язычники князя Святослава Киевского носили такие же прически.

Как выглядел казак с чубом? Известно, что художник Репин, изображая в 1880 году казаков на одноименном полотне, явно ошибся. Если рассмотреть картину, то можно увидеть что оселедцы у казаков какие-то очень тонкие, похожие на китайские косички. К тому же они заложены за правое ухо, что было непозволительно. Есть, правда, на картине запорожцы и со стрижками "под горшок".

Как выглядел оселедец?

Вся поверхность головы полностью обривалась, а над самим лбом спереди оставляли пучок волос. Он имел ширину, которая равнялась трем пальцам, и длину как минимум в три-четыре пальца и более. Некоторые казаки отращивали достаточно длинные чубы. Во время боя они развевались на ветру и устрашали противника.

Прически "хохол" и чуб-оселедец было принято носить на севере Украины, к примеру на Черкащине.

Какое значение казаки придавали чубу?

Носить такую прическу казака, как чуб, имели право только бывалые воины. Считалось, что чем больше на войне прошел мужчина, тем более длинной может быть прядь волос. Таких казаков так и называли «чуприндерами». Молодые воины свои чубы подстригали.

Существовал обычай закладывать казацкий чуб исключительно за левое ухо. Считалось, что на правой стороне у воина сидит ангел, а на левой черт. Вот его и смахивали запорожцы своими длинными прядями волос.

Воины, которые чтили казачьи традиции, или, как их тогда называли, традиции «низового товариства», считали чуб знаком отличия, таким же, как шпага, медаль, орден.

Некоторые историки считают, что казачий чуб в Киевской Руси был признаком принадлежности к знатному роду. До наших дней дошло описание сына княгини Ольги - Святослава Игоревича, в котором говорилось о том, что у великого полководца была лысая голова, и только на одной стороне оставался локон волос. Также у князя были длинные висячие усы и одна большая серьга в ухе. Все три признака относились к облику запорожских казаков.

Что же означает слово "чуб"? Есть версия, что оно произошло от персидского слова «чоб». Оно означает гроздь или пучок. Для казака такая прическа была визитной карточкой или паролем. Куда бы ни занесло бравых воинов, а своих они всегда могли узнать по традиционной прическе.

Кроме того, казаки считали, что в волосах есть энергетическая сила, а значит, полностью обрезать их — лишиться защиты. В народе также ходит поверье, что чуб нужен казаку, чтобы после того, как он падет на поле брани, ангел смог его поднять и отнести в рай.

Его также называли «искупительным». Существовала еще одна легенда, в которой речь шла о том, почему у казаков такая прическа. Чуб — это прядь волос, за которую Господь должен был достать из адового котла казака, поскольку человек, который убивает людей, пусть они и являются врагами, не может быть чист перед небом.

Стрижка "под чуб" или "чуприну"

Эта прическа возникла после того как татары разгромили Русь, а большая часть русских княжеских земель вошла в состав Великого княжества Литовского. Позже оно превратилось в Речь Посполитую, что в переводе означает «Республика Объединенная».

Прическа "под чуприну" создавалась очень просто. Шевелюра наголо обривалась надо лбом, на висках и на затылке. Часть волос размером с ладонь взрослого мужчины оставляли на макушке. Их расчесывали, равномерно распределяя по всей голове, и стригли по кругу. Складывалось впечатление, что голова полностью покрыта волосами, однако при порыве ветра, оголялся череп воина. Это делало его облик более воинственным и диким. Такую стрижку носили по большей части:

Была также разновидность этой стрижки, которая имела название "под чуб по-польски". Отличие было в том, что здесь прядь волос оставляли повыше. Прическу носили в основном паны, но, видимо, своих крепостных они стригли так же. Отсюда и взялась поговорка о том, что когда паны дерутся, то у холопов чубы трещат.

Все же "под чуб" чаще всего стриглась знать. Такую "прическу казака" носили князья, которые относились к литовскому, польскому и русскому роду.

Стрижка "под чуприну" также была актуальна и в Молдавии в 1595-1606 и позже. В это время там правил господарь Иеремия Могила. Он приходился дядей Петру Могиле. Такую стрижку предпочитал он сам, и с такими же прическами были изображены на картинах его дети, Александр и Константин. В старину Молдавия звалась Шипотской землей и входила в состав Киевской Руси. Главы государств звались господарями и все были русского происхождения. Иван Пидкова — легендарный казацкий гетман — были из рода молдавских господарей. Турки, которые, как известно, воспитывали из христианских мальчиков янычар, также стригли их "под чуприну".

Стрижка "под макитру"

Также она имела название "под горшок", "под арбузную корку". Выполнить ее было очень просто. На голову надевалась какая-то округлая емкость или та же арбузная корка. Все волосы, которые выглядывали из-под нее, остригались. Эту прическу носили по большей части казаки среднего Дона и Яика. Образ кузнеца Вакулы - яркий пример представителя казачества со стрижкой "под горшок".

Борьба царей с прическами запорожцев

Русских правителей раздражали прически казаков. Петр 1 издал указ сбрить усы и чубы. От этого можно было только откупиться крупной суммой.

Екатерина 2, которая не очень жаловала казаков, называла чубы "селедками". По-украински это звучит как "оселедець". В моде в то время были накрахмаленные огромные парики с локонами, и казаки смотрелись на этом фоне весьма странно.

Значение волос для казаков

Волосы, которые остаются после стрижки, несут информацию о человеке, поэтому с их помощью можно причинить вред владельцу. Казаки верили в это. После стрижки они закапывали их в землю, ведь часть шевелюры могла попасть к врагу, который может навести порчу на хозяина.

До наших дней дошел казачий обычай первый раз подстригать мальчика, когда ему исполнится год. В процессе участвует крестная мама, которая и стрижет малыша, и другие родственницы. Родная мама в процедуре участия не принимает.

Обычаи казаков, связанные с волосами

Когда воины хоронили друга, который был предательски убит, они вырывали из чуба по клочку волос и кидали в могилу. Это означало, что они обязательно найдут убийцу и отомстят.

У Гоголя также упоминался чуб Тараса Бульбы и проклятие. Старый отец вырвал клок волос из головы и проклял тот день, когда породил на свет божий предателя.

Но казаки знали, что Господь запрещает думать о мести, и поэтому понимали, что обрекают и себя. Если воин решил мстить, то знал, что теперь не попасть ему в рай, и что покоя ему не будет ни на том свете, ни на этом. Поэтому, наверное, и погиб гоголевский Тарас Бульба.

Далее немного расскажем о том, как казаки следили за своим внешним видом.

Традиции, связанные с внешностью и одеждой

Особое отношение у казаков было к шапкам. Потерять ее означало потерять голову. В нее зашивали иконы, а за отворот клали важные документы. Сбить шапку с головы, так же как и снять платок с женщины, — кровная обида, за которую мстили.

Казаки носили несколько видов головных уборов: папаху (шапку) или фуражку. На первую нашивались награды.

Когда казаки собирались в круг (на совет), то голосовали шапками. Шапку также закидывали во двор девушке, к которой собирались засылать сватов. Называли таких "хваленками". Девушка должна была взять папаху и положить на стол перед отцом. Если она клала ее дном вниз, то это означало, что она согласна на замужество, а если вверх, то нет.

Если казак погибал на войне, его папаху или фуражку приносили в дом и клали на божницу. Если воин решил взять в жены вдову с детьми, то он приходил к реке и кидал в нее папаху погибшего с клятвой беречь и любить его жену и защищать детишек.

По уставу, казак обязан был тщательно следить за своей внешностью. Это должно было войти в твердую привычку, поскольку на войне несоблюдение гигиенических норм могло привести к заражению и гибели.

Старший по званию мог прямо на улице остановить казака и попросить показать, насколько чисты ноги или белье бойца. Делалось это также с целью предотвращения болезней, которые в полевых условиях разносились очень быстро и могли стать причиной смерти целого полка.

Зачем казаки носили чуб-оселедец, и почему им гордились

  • Подписаться
  • Лента публикаций
  • Последние публикации
  • Лучшие публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц

Зачем казаки носили чуб-оселедец, и почему им гордились — Альтернативный взгляд Salik.biz

Запорожский казак у многих ассоциируется с чубом-оселедцем, который еще называют чупрына. Вместе с длинными усами именно «оселедец» является своеобразной визитной карточкой, определителем того, что это именно казак. Картину дополняют: люлька, шаровары, сабля и в ухе серьга. Но это уже дополнение к общему образу. Если с остальными маркерами-идентификаторами все более или менее понятно, то откуда взялась столь необычная стрижка на голове, и зачем нужен этот «хвостик» не очень ясно.

- Salik.biz

Как и в случае со многими другими вопросами – на этот четкого ответа нет. Есть версии и предположения, а вот четкого определения, когда, зачем и почему – ни в одном из документов тех времен, положениях Запорожской сети, нет.


Что говорит история

Согласно исторической версии, эта прическа являлась символом власти. Знак был принят, еще в роду князей киевских. 

По некоторым данным считают, что знаменитый Святослав, князь-воин, внешне был очень похож на запорожских казаков, несмотря на то, что между ними была временная пропасть размером в половину тысячелетия. Появилась такая версия на основе сделанного Львом Диаконом описания облика Святослава во время его встречи с Цимисхием, императором.

Рекламное видео:

Из описания следует, что Святослав на встречу приплыл на скифской ладье. У него был средний рост, глаза голубого цвета, густые брови, нос плоский. На лице была длинная борода и висячие усы. Голова князя была полностью без волос, но с одной стороны висела их прядь, которая говорила о том, что мужчина принадлежит к знатному роду. Кроме этого в одном его ухе была серьга из золота с двумя жемчужинками и карбункулом.

То есть перед нашим взором появляется настоящий запорожец, казак со всеми его внешними характеристиками, и даже серьга присутствует. На основе этого появилась теория, суть которой заключается в наличии определенной традиции в этом конкретном регионе для определенных слоев населения, которая была пронесена сквозь века.

Вторая версия отличается от предыдущей. По мнению поляков, чуб-оселедец – это прическа «сарматская».

В XVI-XVII столетиях в Речи Посполитой эту прическу считали своеобразным наследием, переданным древними сарматами. Именно с ними шляхтичи себя и отождествляли. Что касается самих сарматов, то в те времена их считали народом, имеющим германские корни. Представители польско-литовской шляхты предпочитали считать именно сарматов прародителями собственного рода. Так они ставили границы между собой и славянскими простолюдинами.


Стоит отметить, что в Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль – мода, выраженная не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах, изобразительном искусстве и так далее. Что касается истинных данных о сарматах, то о них практически ничего не знали, в отличие от наших современников. Поэтому «сарматизм» поляков является чем-то условным и где-то надуманным.

В целом же оселедец поляков-шляхтичей и князя Святослава ничего общего между собой не имеют. Исходя из того, что хронологической последовательности и связи между двумя периодами ношения этой прически князем и поляками нет (временные периоды были разными), вывод напрашивается сам собой. Насколько он верный, неизвестно, но вполне имеет право на существование, как одна из гипотез.

Казачий чуб является зеркальным отражением прически польских шляхтичей, которые жили именно в то время. Ну а сам по себе чуб поляков-шляхтичей выступает символом их причастности к роду сарматов, легендарных степных властителей.

Да и если разобраться, то на Запорожье казацкая старшина очень хотела, чтобы ее поставили на один уровень со шляхтой в правах и дали добро на наличие крепостных.

Что думают по этому поводу сами казаки

Как считали казаки того времени, неизвестно. А вот их наследники (в идеологическом смысле, естественно) имеют совершенно другое мнение на этот счет.

Из разных источников следует, что чуб-оселедец могли носить далеко не все представители рода казачьего, а только наиболее опытные из них, которые хоть один раз в своей жизни, но побывали в настоящей битве. Как и в случае с предыдущими версиями, четких исторических доказательств того, что это было действительно так и никак иначе, нет.

Если рассматривать гипотезу с теоретической точки зрения, то вполне возможно, что чуб действительно выступал своеобразным знаком отличия и являлся показателем статуса казака. То есть, чем длиннее оселедец, тем статуснее казак, ну а писари и им подобные личности на подобное «украшение» своей буйной головушки права не имели. У них была своя отличительная прическа, которую мы и сейчас называем «под горшок».

Некоторые склонны верить в совсем уж нереальную, мистическую версию. Согласно ей, казаки были убеждены, что их после смерти Бог из адского котла вытащил именно за чуб. Ну а в ад, естественно, попадал каждый казак за все свои «хорошие» деяния. А их было много. Достаточно вспомнить походы за зипунами…

С этой версией связан и способ ношения оселедца. Ее приверженцы считают, что волосы должны свисать с левой стороны, чтобы они помогали смахнуть с плеча беса. Кто знает, может в этом что-то и есть. А если присмотреться к картине Репина, то у банкомета (человека без рубахи, ответственного за карточную раздачу), чуб свисает справа.

Ну и последняя гипотеза, вышедшая тоже из народа, гласит, что голову казаки брили в целях гигиены, а именно, чтобы не заводились вши. Чуб оставлялся для того, чтобы свои могли идентифицировать его. Нам остается выбрать ту версию, которая больше всего понравится. Подлинную причину ношения оселедца, возможно, никто и никогда не узнает.

Добро пожаловать в Еврoпу или "с оселедцем вход воспрещён"

Герб венгерского города Komádi

Оселедец — это прядь волос на выбритой голове, более известное название — чуб.  История возникновения оселедца до конца не ясна, но есть самый популярный вариант:  удобство (по религиозным соображениям брить голову налысо было нельзя, а так как его носители были частенько в военных походах, волосы содержать в хорошем состоянии было сложно, легко можно было обзавестись вшами, так что чуб — нечто среднее между традициями и суровой реальностью)

Вот так кое кому не повезло в свое время с евроинтеграцией. Вы думаете, что этот герб какое то исключение ? Давайте посмотрим еще …

Дверная ручка в замке Глубока в Южной Богемии представляет собой деталь фамильного герба Шварценбергов. Ворон выклёвывает глаза бедолаге c оселедцем.

 

 

Кутна Гора, Богемия. Украшенная статуями терраса перед иезуитским колледжем напоминает Карлов мост (в своё время этот город соперничал с Прагой, как Тверь соперничала с Москвой). Cтатуя Людовика IX Святого в окружении его пленников. Людям с оселедцами опять не повезло.

 

 

Варшава, Польша. Памятник Яна III Собесского, спасителя Вены от азиатского нашествия. Обладателю оселедца и на этот раз не повезло. Вместе со своим собратом в чалме он оказался под копытами королевского коня.

 

Вена, Австрия. Собор св. Стефана. Xороший человек (св. Франциск) попирает ногами поверженного врага рода христианского. Как обычно, человеку с оселедцем не повезло.

 

 

Ла-Валетта, остров Мальта. Гробница Николаса Котонера, Великого магистра Ордена мальтийских рыцарей. Семейство Котонеров – аристократия примерно одного уровня со Шварценбергами. И эти старые звери до сего дня никуда не делись из европейской политики (например, один из Котонеров был воспитателем только что отрекшегося испанского короля Хуана-Карлоса I). Бюст великого магистра поддерживают атланты-невольники. Один из товарищей по несчастью – ярко выраженный негроид, второй – обладатель ярко выраженного оселедца. Похоже, людям с оселедцами катастрофически не везло по всей Европе.

 

 

Добро пожаловать в Еврoпу или С оселедцем вход воспрещён. Ещё одна деталь декора одного из шварценбергских замков.

 

Ну и немножко по гербам…

 

Герб венгерского города Хайдудорог

 

Герб молдавского города Сороки

 

Герб Нитрянского края (Словакия)

 

Герб села Мокрин (Сербия, край Воеводина)

Герб венгерского города Хайдунанаш (Hajdúnánás)

 

Родовой герб одного из богатейший родов Австрии немецкого происхождения, владевшего в свое время практически всей Южной Чехией, и сыгравшего значительную роль в истории Европы – это герб рода ШВАРЦЕНБЕРГ.

 

Сербия герб город Кикинда.

 

Герб сербской общины (населённый пункт) Вршац

У многих наверное этот чуб ассоциируется с казаками, украинцами, запорожцами, но это не полный список. Давайте попробуем разобраться, кто это изображался на гербах и памятниках.

 

Описание памятника Яну lll Собескому в Варшаве, из оф. источника. «Памятник великому королю-воину, который в сражении под Веной остановил завоевание Центральной Европы Османской империей. Памятник был возведен в 105 годовщину венской битвы, а его торжественное открытие состоялось 14 сентября 1788 года. Автора скульптуры вдохновил барочный памятник королю, находящийся на площади в Виланове. Монумент высотой примерно 4 метра изображает короля на коне в рыцарских доспехах и шлеме с плюмажем, ликующего над побежденными турецкими солдатами. По бокам находятся щиты с надписями на двух языках: по-польски и по-латыни. Они опираются на турецком трофейном оружии. » С середины XIV в. османы стали настоящим кошмаром для Европы. Ужас этот длился несколько столетий, и особенно сильно страдали от турецких нашествий балканские страны и Венгрия. О многовековой борьбе с захватчиками в Сербии, Венгрии, Румынии и других государствах этого региона помнят до сих пор. Об этом свидетельствуют некоторые городские гербы.

 

Вот, к примеру, герб сербского Мокрина. На нем изображен лев — символ борьбы за православную веру. В одной руке у него сабля, а в другой — отрубленная голова с «оселедцем». По виду она принадлежит украинскому казаку, но двух толкований в данном случае быть не может, потому что сербы воевали именно с турками. Да и в описании этого герба сказано, что лев держит именно голову турка.

 

Еще один герб (тоже сербский) — символ города Кикинда. На этой эмблеме присутствует рука в рыцарском доспехе, держащая саблю. А на клинок насажена голова с чубом. Это тоже часть тела турка, видимо, павшего от руки храброго граничара, защищавшего от осман границы габсбургской державы. Герб город получил аж в 1774 году, и именно с головой турка. Ведь эту территорию отвоевывали у Османской империи.

 

Другой пример. Венгерский город Хайдунанаш. Авторы его герба оказались более «кровожадны», чем их сербские коллеги и украсили изображение не одной, а сразу двумя отрубленными головами. У каждой из них по «оселедцу». Носили эти головы все те же турецкие воины.

 

Чубатую турецкую голову можно встретить и в Чехии. Для этого нужно оказаться в замке Глубока-над-Влтавой. Дверь, ведущую в замок, украшает дверная ручка в виде отрубленной головы (все с тем же «оселедцем»), которую к тому же клюет ворон. Эта дверная ручка вовсе не является плодом чьей-то нездоровой фантазии. Замок принадлежал княжескому роду Шварценбергов, на гербе которых «красовались» три головы при трех воронах. История появления их в дворянской геральдике довольно интересна. В 1598 г. Адольф Шварценберг одержал победу под венгерским городом Дьёром (немецкое название — Раабе). Согласно легенде, после битвы его взору предстала такая картина: на отрубленную голову турка уселся ворон и начал выклевывать ему глаза. Шварценбергу эта сцена врезалась в память и он рассказал о ней Рудольфу II, императору Священной Римской империи. И тот в знак признания заслуг победителя при Дьёре повелел тому поместить эту картинку на свой герб.

 

Также стоит сказать, что головы с «оселедцами» можно встретить не только в символике Мокрина, Кикинды, Хайдунанаша и на гербе Шварценбергов. Но главное в другом: в том, что несколько веков назад чуб, который мы считаем обязательной принадлежностью украинского казака, воспринимался в Европе совсем иначе: «оселедец» для сербов, венгров и немцев был отличительным знаком турецкого захватчика.

 

Хотя конечно есть и такое мнение, что в Европе особо не отличали казаков от турок. И были на то причины: ведь, как известно, казаки не только рубились с турками друг против друга, но и плечом к плечу. Зачастую нанимались в войско повоевать да пограбить. После разгрома Сечи часть запорожских казаков ушла к туркам - за Дунай. И как не прискорбно это сознавать большинство этих казаков были наемниками и воевали на стороне турок. Их ненавидели даже больше, чем турок, ибо были они жестоки и безжалостны. Европе было, по большому счёту, все равно, чей там оселедец и чьё "варварское" наречие.

 

У вас другое мнение ?

Turkish Costumes:

 

 

[источники]

источники

http://wek.ru/dobro-pozhalovat-v-evropu-ili-s-oseledcem-vxod-vospreshhyon

http://politikus.ru/articles/21170-ukraina-dobro-pozhalovat-v-evropu.html

http://kazachata.ru/?article_id=1484

 

Да, кстати, раз мы уже заговорили об Украине, вспомним, как мы Разоблачали герб древней Украины ?, а так же, Почему Украина не Европа ? и что нам недоговаривают, про сланцевый газ на Украине Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=49542

Казак | Определение, история и факты

Казак , русский Kazak , (от тюркского ka zak, «авантюрист» или «свободный человек»), представитель народа, проживающего в северных глубинах Черного и Каспийское море. У них была традиция независимости и, наконец, они получили привилегии от российского правительства в обмен на военные услуги. Первоначально (в 15 веке) термин относился к полунезависимым татарским группам, сформировавшимся в Приднепровье.Этот термин также применялся (к концу 15 века) к крестьянам, бежавшим из крепостного права в Польше, Литве и Московии в районы Днепра и Дона, где они основали свободные самоуправляющиеся военные общины. В XVI веке было шесть крупных казачьих войн: Донское, Гребеньское (на Кавказе), Яикское (на среднем Урале), Волга, Днепр и Запорожье (в основном к западу от Днепра).

Запорожские казаки , картина Ильи Репина, масло, 1891 г .; в Государственном Русском музее, г.Петербург.

Агентство печати «Новости»

Подробнее по теме

Украина: Казачество

В 15 веке новое военное общество - казак s (от тюркского kazak, что означает «авантюрист» или «свободный человек») - было ...

Польские короли в начале 16 века начали организовывать запорожских казаков в военные колонии для защиты границ Польши.На протяжении XVI века и первой половины XVII века эти казаки сохраняли свою политическую автономию, на короткое время образовав полунезависимое государство при Богдане Хмельницком ( ок. 1649). Под угрозой польского владычества запорожские казаки подписали в 1654 году договор с Россией, согласно которому их автономия должна была уважаться. Русские также использовали казаков сначала как защитников российской границы, а затем как авангард для территориального расширения Российской империи.Внутри казаки вернули себе большую степень заветной свободы при русских, чем при поляках. Русский престол оставлял за собой право одобрять переговоры казаков с поляками и турками, народами, с которыми российские отношения были наиболее чувствительными. В остальном главный правитель или гетман (атаман) казачьего войска имел полную свободу действий во внешней политике. Таким образом, в обмен на некоторые военные обязательства казаки восстановили часть своей автономии - в краткосрочной перспективе.Однако с годами в России все больше преобладала казачество.

Богдан Хмельницкий

Богдан Хмельницкий, памятник в Киеве, Украина.

© Сергей Камшилин / Shutterstock.com

Под эгидой России казаки расширились на восток от своего дома на Дону и были первыми колонизаторами Сибири. Действительно, казачий предводитель Ермак Тимофеевич стал русским народным героем за свою роль в завоевании этого края. К концу XIX века количество казачьих отрядов увеличилось до 11, включая донских, кубанских, терских, оренбургских и уссурийских казаков.

Ермак Тимофеевич

Ермак Тимофеевич, памятник в Новочеркасске, Россия.

Dennp

Когда их привилегии оказались под угрозой, казаки восстали, и их самыми известными лидерами повстанцев 17 и 18 веков были Стенька Разин, Кондратий Булавин и Емельян Пугачев. Гетман Иван Мазепа пожертвовал 5000 казаков на благо шведа Карла XII во время Второй Северной войны. В результате они постепенно утратили автономный статус. К концу 18 века все казаки мужского пола были обязаны служить в русской армии в течение 20 лет, и, хотя каждая казачья станица ( станица ) продолжала избирать свое собрание, гетман назначался центральным правительством.Социальная структура казачества, которая традиционно основывалась на равенстве и общинном владении землей, ухудшилась, особенно после 1869 года, когда казачьим офицерам и государственным служащим было разрешено владеть землей в частном порядке и сдавать ее в аренду посторонним.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня

В XIX и XX веках русские широко использовали казаков в военных действиях и для подавления революционной деятельности. Во время Гражданской войны в России (1918–20) казаки разделились.Те, кто находился на юге России, составили там ядро ​​белых армий, и около 30 000 человек бежали из России вместе с белыми армиями. При советской власти казачьи общины перестали функционировать как административные единицы. В XXI веке под Российской Прес. Владимир Путин, казаки возобновили исторические отношения с Москвой. Вспомогательные казачьи отряды усилили местные полицейские силы в России, особенно на зимних Олимпийских играх в Сочи в 2014 году, но их жесткая тактика и соблюдение консервативного морального кодекса вызвали обеспокоенность у правозащитных организаций, казачьи военизированные формирования сражались вместе с российскими войсками во время вторжения в 2008 году. Грузии, и они участвовали в вооруженной аннексии Россией украинской автономной республики Крым в 2014 году, а также в последующем поддерживаемом Россией повстанческом движении на востоке Украины.По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, около 68 000 человек идентифицировали себя как этнические казаки.

Казак

Иллюстрация, изображающая набег казаков на корейскую деревню во время русско-японской войны 1904 года.

Photos.com/Getty Images .

Украина | История, география, люди и язык

Украина , страна, расположенная в Восточной Европе, вторая по величине на континенте после России. Столица - Киев (Киев), расположенный на реке Днепр в северо-центральной Украине.

Британская викторина

Путеводитель по Европе

Куда бы вы отправились, чтобы увидеть бег быков? Какую валюту вы будете использовать в России? Разбирайте факты, путешествуя по Европе.

Полностью независимая Украина возникла только в конце 20 века, после долгих периодов последовательного господства Польши и Литвы, России и Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Украина пережила непродолжительный период независимости в 1918–20, но часть Западной Украины находилась под властью Польши, Румынии и Чехословакии в период между двумя мировыми войнами, и Украина после этого стала частью Советского Союза как украинский советский социалист. Республика (С.С.Р.). Когда в 1990–91 годах Советский Союз начал распадаться, законодательная власть Украинской ССР. провозгласил суверенитет (16 июля 1990 г.), а затем полную независимость (24 августа 1991 г.), шаг, который был подтвержден народным одобрением на плебисците (1 декабря 1991 г.). С распадом СССР в декабре 1991 года Украина получила полную независимость. Страна сменила официальное название на Украина, и это помогло основать Содружество Независимых Государств (СНГ), объединение стран, которые ранее были республиками Советского Союза.

Украина Encyclopædia Britannica, Inc.

Земля

Украина граничит с Беларусью на севере, Россией на востоке, Азовским и Черным морями на юге, Молдовой и Румынией на юго-западе и Венгрией, Словакией и Польшей на западе. На крайнем юго-востоке Украина отделена от России Керченским проливом, который соединяет Азовское море с Черным.

Encyclopædia Britannica, Inc.

Рельеф

Украина занимает юго-западную часть Русской равнины (Восточно-Европейская равнина).Страна почти полностью состоит из равнин на средней высоте 574 футов (175 метров) над уровнем моря. Горные районы, такие как Украинские Карпаты и Крымские горы, расположены только на границах страны и составляют едва ли 5 ​​процентов ее площади. Тем не менее, украинский ландшафт отличается некоторым разнообразием: его равнины изрезаны высокогорьями - непрерывным поясом с северо-запада на юго-восток - а также низменностями.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.Подпишитесь сегодня

Холмистая равнина Приднепровской возвышенности, которая находится между средним течением рек Днепр (Днепр) и Южный Буг (Южный Буг, или Бог) на западе центральной Украины, является самой большой горной территорией; он рассечен множеством речных долин, оврагов и ущелий, глубина некоторых из которых превышает 1000 футов (300 метров). На западе Днепровская возвышенность граничит с изрезанной Волыно-Подольской возвышенностью, которая поднимается на высоту 1545 футов (471 метр) в самой высокой точке - горе Камула. К западу от Волыно-Подольской возвышенности, на крайнем западе Украины, параллельные хребты Карпатских гор - одного из самых живописных уголков страны - простираются на более чем 150 миль (240 км).Горы имеют высоту от около 2000 футов (600 метров) до около 6500 футов (2000 метров), поднимаясь до 6762 футов (2061 метр) на горе Говерла, самой высокой точке страны. Северо-восточная и юго-восточная части Украины заняты невысокими возвышенностями, редко достигающими высоты 1000 футов (300 метров).

Среди низменностей страны - Припятские болота (Полесье), которые лежат в северной части Украины и пересекаются многочисленными речными долинами. На востоке и в центральной части Украины расположена Днепровская низменность, которая на западе плоская, а на востоке пологая.Южнее другая низменность простирается вдоль берегов Черного и Азовского морей; его ровная поверхность, изрезанная только невысокими возвышениями и неглубокими впадинами, плавно спускается к Черному морю. Для берегов Черного и Азовского морей характерны узкие песчаные косы, которые выступают в воду; одна из них, Арабатская коса, имеет длину около 70 миль (113 км), но в среднем составляет менее 5 миль (8 км) в ширину.

Южная низменность продолжается на Крымском полуострове как Северо-Крымская низменность.Полуостров - большой выступ в Черное море - соединен с материком Перекопским перешейком. Крымские горы образуют южное побережье полуострова. Гора Роман-Кош высотой 5069 футов (1545 метров) является самой высокой точкой горы.

Скалы на Крымском полуострове с видом на Черное море.

Philippe Michel / age fotostock

Дренаж

Почти все крупные реки Украины текут с северо-запада на юго-восток через равнины и впадают в Черное и Азовское моря.Река Днепр с ее плотинами гидроэлектростанций, огромными водохранилищами и множеством притоков доминирует над всей центральной частью Украины. Из общего русла Днепра 609 миль (980 км) находятся в Украине, что делает его самой длинной рекой в ​​стране, из которой она впадает более чем в половину. Как и Днепр, Южный Буг с его крупным притоком Ингулом впадает в Черное море. На западе и юго-западе, частично осушая территорию Украины, Днестр (Днестр) также впадает в Черное море; Среди его многочисленных притоков крупнейшими в Украине являются Стрый и Збруч.Среднее течение реки Донец, притока Дона, протекает через юго-восток Украины и является важным источником воды для Донецкого бассейна (Донбасса). Река Дунай протекает вдоль юго-западной границы Украины. Болота, покрывающие почти 3% территории Украины, встречаются в основном в долинах северных рек и в низовьях Днепра, Дуная и других рек.

Днепр

Днепр в Киеве, Украина.

Фотобиблиотека Дж. Аллана Кэш

Реки имеют важнейшее значение для водоснабжения, и для этого был построен ряд каналов, таких как Донецко-Донецкий бассейн, Днепр-Кривой Рог и Северный Крым.Судоходными являются несколько крупных рек, в том числе Днепр, Дунай, Днестр, Припять (Припять), Донец и Южный Буг (в нижнем течении). Плотины и гидроэлектростанции расположены на всех крупных реках.

В Украине есть несколько естественных озер, все они небольшие и большинство из них разбросаны по пойме рек. Одно из самых больших - озеро Свитязь, площадью 11 квадратных миль (28 квадратных километров), на северо-западе. Небольшие соленые озера встречаются в Черноморской низменности и в Крыму.Вдоль побережья встречаются более крупные соленые озера. Эти водоемы, известные как лиманы, образуются в устьях рек или эфемерных ручьев и перекрыты отмелями от моря. Образовалось несколько искусственных озер, крупнейшие из которых - водохранилища на плотинах гидроэлектростанций, например водохранилище на Днепре выше Кременчуга. Остальную часть Днепровского каскада составляют Каховское, Днепровское, Днепродзержинское, Каневское и Киевское водохранилища. Меньшие водоемы расположены на реках Днестр, Южный Буг и на притоках реки Донец.Небольшие резервуары для водоснабжения также есть недалеко от Кривого Рога, Харькова и других промышленных городов. Три крупных артезианских бассейна - Волынско-Подольский, Днепровский и Черноморский - исключительно важны для коммунальных нужд и сельского хозяйства.

.

сидячий образ жизни - Викисловарь

Английский [править]

Этимология [править]

Со среднефранцузского sédentaire , от латинского sedentārius («сидящий»), от sedeō («Я сижу, я сижу»).

Произношение [править]

  • (США) IPA (ключ) : / ˈsɛd (ə) ntɛɹi /

Прилагательное [править]

малоподвижный ( сравнительный более сидячий , превосходный самый малоподвижный )

  1. Не движется; относительно еще; пребывание в непосредственной близости.

    Устрица - это оседлый моллюск ; ракообразные - оседлых ракообразных.

  2. (антропология человеческой популяции) Проживание в фиксированном географическом местоположении; противоположность кочевого.
  3. (медицина, работа, образ жизни и т. Д.) Мало двигается; рассиживаться без дела.
    • 1765 [1738], Епископ Уильям Уорбертон, Демонстрация Божественного Посольства Моисея [1] , стр. 220:

      […] египтяне; чьи мудрецы не были оседлыми , схоластическими софистами , такими как греки […]

    • 1844 3 октября, Бенджамин Дизраэли, Приобретение знаний , Обращение, адресованное членам Manchester Athenæum:

      […], что любое образование, которое ограничивалось оседлыми занятиями , было по существу несовершенным, что тело и разум следует культивировать […]

  4. (устаревший) неактивен; неподвижный; вялый; спокойный
    • 1667 , Джон Мильтон, «Книга VIII», в «Потерянный рай».Поэма, написанная в десяти книгах , Лондон: […] [Сэмюэл Симмонс], […], OCLC 228722708 ; переиздан как «Потерянный рай в десяти книгах»: […] , Лондон: Бэзил Монтегю Пикеринг […], 1873, OCLC 230729554 :

      Такая беспокойная революция день за днем ​​/ Повторяется, в то время как оседлая земля / Это лучшая мощь с гораздо меньшим перемещением компаса […]

    • 1711 22 декабря, Джозеф Аддисон, «No. 255 ”, в Наблюдатель [2] :

      Душа, рассматриваемая абстрактно от своих Страстей, - это упущенная и неподвижная Природа, медленная в своих Решениях и томительная в своих Казнях.

  5. (устарело) Вызвано длительным сидением.
Синонимы [править]
Антонимы [править]
Переводы [править]

неподвижный, не перелетный

мало двигается; сидя около

Существительное [править]

сидячий ( множественное число сидячий )

  1. сидячий человек
    • 1998 Влияние физических упражнений на потенциал кожи у спортсменов, ведущих сидячий образ жизни, и у тренированных спортсменов.
      Эндосоматическая электродермальная активность (уровень потенциала кожи и реакция потенциала кожи) как косвенный индикатор активности симпатической нервной системы была измерена у 35 студентов-мужчин, ведущих сидячий образ жизни, и у 22 тренированных спортсменов двух групп во время отдыха и после интенсивной нагрузки. Целью этого исследования было изучить разницу в параметрах кожного потенциала между малоподвижными и тренированными спортсменами до и после интенсивных упражнений на велоэргометре.
    • 2001 Jaarbericht, Вып. 35–38 стр. 99
      Не сидячие люди скорее не обходятся без зерна или риса, но оседлые имеют, в таблице Вирта, не намного меньше овец и коз, чем не оседлые.Это повод предположить, что малоподвижный может справиться без малоподвижного
    • 2005 Кембриджская история ислама: том 1, том 2, стр. 19
      С упадком и, в конечном итоге, падением юга, их отношения с арабами оседлых севера приобрели большее значение;
    • 2012 Делез, Темный предшественник: диалектика, структура, бытие стр. 37
      Кузнецы не кочуют среди кочевников и не ведут оседлый образ жизни среди оседлых , ни полукочевые среди кочевников, полуседлые среди оседлых .
    • 2015 Дорога к красоте, день 8: Советы по прическе в дороге
      «Эти ванны отлично подходят как для активных людей, таких как спортсмены, так и для малоподвижных людей , которые проводят слишком много времени за своим столом», - объясняет Дичони Лино.

Анаграммы [править]

.

«Казаки и другие рассказы» Льва Толстого

Не уверен, что это лучший перевод «Казаков», кажется полутонким и менее активным, чем другие, на которые я смотрел (например, Мод), прочтет другие переводы, когда Я перечитываю, и этот небольшой роман (~ 150 страниц) стоит перечитать как прото-Толстого. Вначале есть фантастическая сцена: съемка человека, плывущего по реке, недостаточно скрытого пнем, за которым следует любовный треугольник между состоятельным московским солдатом (авторский дублер Толстого Оленин), ищущим правды, красоты, ощущения реального в жизни; аутентичным молодым казаком по имени Лука, расстрелявшим врага в реке; и Марьяной, соблазнительная вершина треугольника в синей рубашке, которая раскрывает ее красивую, крепкую, сильную фигуру (не похожую на тех причудливых северных дам с тонкими руками) при подсветке таким образом, что она спрыгивает со страницы, скорее всего, независимо от перевода.

Имена персонажей "экзотичны", и их трудно запомнить через несколько дней после окончания - есть пожилой человек, очень дружелюбный к Оленину, который, как и Платон в W&P, воплощает в себе идеальную аутентичность, которая для Толстого кажется идеальным образом жизни. - такого рода его заместители, такие как Пьер или Оленин, в данном случае восхищаются совершенно искренне, завидуя только желательно или поучительно, а не с какой-либо ревностью.

Чувствовалось, что он действительно отстает на полпути, но это могло также иметь какое-то отношение к нескольким сеансам чтения только нескольких страниц - опять же, перевод казался шатким, и я часто отключался таким образом, который обычно сигнализировал, что я ударил по отрывку, который не имел никакого смысла, и на время погрузил меня в состояние «слепого чтения».POV часто переключает средний абзац, что тоже может быть непросто. Всеведущий от третьего лица POV в целом не так устойчив, как в W&P и AK. Отличный фестиваль, когда все вышли на улицу в блестящей одежде (напомнили мне ряженых в Филадельфии в первый день нового года), когда солнце садится за горы. Сеттинг действительно проходит во всем.

Вот цитата, которая предлагает репрезентативный отрывок из W&P, в котором Пьер мечтает о земном шаре, состоящем из вздымающихся и заменяющих друг друга шариков, представляющих Бога и жизнь, также с некоторым резонансом КОК:

он себе это представлял.Здесь он не нашел ничего похожего на его сны или описания Кавказа, которые он слышал и читал. «Здесь нет бурок, , порогов, амалат-беков, героев или злодеев», - подумал он. «Люди живут так, как живет природа: они умирают, рождаются, совокупляются, рождаются свыше, сражаются, пьют, едят, радуются и снова умирают, и без ограничений, кроме тех неизменных, которые природа поместила на солнце, траву, животное и дерево. У них нет других законов, кроме этих. . . '"

Маленькая экспедиция на следующий день, завершившаяся чрезвычайно активной и захватывающе ясной полстраниной насилия.Не предвидел приближающегося финала (ожидал дуэли) и поэтому любил его. Рекомендуется отведать прото-Толстого. Скорее всего, перечитает перевод Мод, который уже скачал с Kindle примерно за 99 центов, хотя он также доступен в Project Gutenberg и в других местах бесплатно.

«Севастопольские зарисовки» напоминают мне бродячую поездку князя Андрея на коне среди солдат перед битвой при Аустерлице, я думаю, но без особой характеристики. Вся война, никакой мир, только предложения персонажей.Я продолжал читать и боролся с соблазном бросить это за строчки про слово «аристократ» и упоминание Vanity Fair (Теккери, очевидно, повлиял на W&P) и других проблесков того, что молодой автор раскрывает полностью сформировавшимся, когда созреет.

Этот вопрос кажется вызовом Толстого самому себе - и почему он в конечном итоге пишет роман о множестве аристократов, столкнувшихся с проблемами войны: «Почему такие авторы, как Гомер и Шекспир, писали о любви, славе и страданиях, в то время как литература нашего времени - это просто бесконечное продолжение «« Книга снобов » и « Ярмарка тщеславия »?" (Наверное, стоит почитать Vanity Fair, не уверен насчет «Книги снобов».)

«Севастополь в мае» - как в Казаки , еще одна совершенно захватывающая сцена насилия, на этот раз со свистом снаряда, падающим, а не сразу взрывающимся, а затем Толстой демонстрирует то, что приходит в голову двоим мужчины поблизости, у одного из которых взорвана грудь, а у другого только по голове камнем. Проза полностью проясняется, и две страницы пролетают как абсолютная кульминация «мая». А затем, в самом конце, автор в значительной степени раскрывает мораль рассказа, которая напрямую связана с тем, что я чувствовал о странствующей перспективе и недостаточной характеристике, последняя часть которой часто цитируется в биографиях и эссе Толстого:

«Где в этом повествовании есть иллюстрация зла, которого следует избегать? Где есть иллюстрация добра, которому можно подражать? Кто злодей в пьесе и кто ее герой? Все персонажи одинаково безупречны и столь же злой.

Ни Калугина с его джентльменской галантностью. . . и личное тщеславие - движущая сила всех его действий - а не Праскукин, который, несмотря на то, что он падает в битве за «Церковь, Царя и Отечество», на самом деле не более чем мелкая, безобидная личность, не Михайлов с его трусостью и ограниченным взглядом на жизнь, ни Пешт - ребенок без твердых убеждений и принципов - не способен быть ни злодеями, ни героями моей истории.

Нет, герой моей истории, которого я люблю всем сердцем и душой, которого я пытался изобразить во всей его красоте и который всегда был, теперь и всегда будет в высшей степени великолепным, - это правда.«


(Только сейчас просматривая« Ярмарку тщеславия », я вижу, что его подзаголовок в некоторых выпусках -« Роман без героя »).

« Август »был примерно таким же. Я закончил его на выходных и могу Не помню, чем это закончилось. Опять что-то про тщеславие, смерть за отечество?

Я прочитал Хаджи-Мурата в переводе Мод одиннадцать лет назад и не особо задумывался об этом при первом чтении, не знаю, почему это хвалят как Возможно, после того, как я прочитал, перечитал и перечитал два важных момента из премьер Толстого, я прочитаю критику по этому поводу, прежде чем пытаться снова.Такое ощущение, что я уже слишком долго пробыл на Кавказе. . .

Оценка «четыре звезды», таким образом, действительно только для «Казаков» - «Севастопольские зарисовки» включают несколько активных страниц в конце каждого раздела и несколько разрозненных идей, в которых проза поясняет и удовлетворяет, но в остальном казалась подорванной тонкой характеристикой и не особенно захватывающей инсценировкой повсюду - и «Хаджи-Мурат», кажется, просто не вызывает моего интереса / воображения, может быть, благодаря переводам или, скорее всего, что-то в оригинальном тексте.Но опять же, "Казаки" стоит посмотреть, читали ли вы W&P и AK.

.

На страже железной дороги, укрощение казаков

Армия США в России, 1918–1920 гг.

Зима 2002 г., Том. 34, № 4

Гибсон Белл Смит

Уильям С. Грейвс был доволен началом лета 1918 года. Его только что повысили до генерал-майора и назначили командиром Восьмой дивизии армии США, которая вскоре отправится во Францию, чтобы сражаться с немцами в Великой войне. Однако 2 августа Грейвс получил специально закодированное сообщение в Кэмп-Фремонт в Калифорнии, в котором он отправлялся на встречу в Канзас-Сити.

На следующий вечер его встретил на вокзале Канзас-Сити военный министр Ньютон Бейкер и сообщил Грейвсу, что его карьера принимает новый поворот.

Президент Вудро Вильсон решил, что Соединенные Штаты, все еще находящиеся в состоянии войны в Европе, должны вмешаться в другую часть мира, чтобы защитить свои инвестиции. На участке Транссибирской магистрали между Владивостоком и Никольском было разбросано американское оружие и оборудование на сумму почти миллиард долларов.

Вильсон одобрил отправку восьми тысяч человек в Сибирь - эту холодную, неприступную часть России - и выбрал Грейвза их командиром.Там Грейвзу предстояло участвовать не в том структурированном бою, которого он ожидал в Европе, а в коварной битве нервов с казаками, большевистскими партизанскими силами и даже войсками японской армии, стремящимися ввести Сибирь в сферу влияния Японии. В это же время в Архангельск прибыл американский Северо-русский экспедиционный корпус.

Это будет первый и единственный раз, когда американские войска окажутся на российской земле.

Грейвзу и его людям предстоит столкнуться не с немецкими военачальниками, обученными боям, как он был в Вест-Пойнте, а с такими, как Григорий Семенов, казацкий предводитель или атаман угрюмой банды мародеров, единственная радость которой при жизни было насиловать, грабить и воровать среди местного населения Забайкальского края Сибири.На Забайкальской железной дороге, одном из важнейших звеньев Транссибирской магистрали, казаки регулярно реквизировали вагоны и локомотивы.

Решение Уилсона и неожиданное приключение Грейвса происходили в то время, когда большая часть мира была в смятении.

Мировая война все еще бушевала в Европе и не закончится до перемирия в ноябре 1918 года. В России все еще шла гражданская война, хотя большевики изгнали Александра Керенского в ноябре 1917 года, через несколько месяцев после свержения царя меньшевиками. той весной.Союзникам не казалось, что существует законное правительство, с которым они могли бы вести дела. Союзники рассматривали Чешский легион и даже некоторые бело-русские и казачьи силы как рычаги к победе в войне против Германии и Австрии, создавая диверсии в Западной России, в Архангельске и в Восточной Сибири. Они надеялись, что эта деятельность заставит Центральные державы отвлечь силы с Западного фронта обратно в Восточную Европу. Между тем Красная Армия в России все еще боролась за свою жизнь как минимум на четырех фронтах.

Когда Бейкер встретил Грейвса в Канзас-Сити, он вручил ему конверт с памятной запиской о причинах отправки американских солдат в самые глубины России:

  • Чтобы облегчить безопасный выход 40-тысячного Чешского легиона из России. Весной 1918 года Легион помог очистить Транссибирскую магистраль от большевиков и был главной боевой силой в Сибири, сочувствующей делу союзников. (Большевики заключили сепаратный мир с Германией, и поэтому им нельзя было доверять.)
  • Для охраны американской военной техники стоимостью почти один миллиард долларов, хранящейся во Владивостоке и Мурманске.
  • Чтобы помочь русским организовать новое правительство.

«В нем изложена политика Соединенных Штатов в России, которой вы должны следовать», - сказал Бейкер, передавая конверт. «Следи за своей походкой; ты будешь ходить по яйцам, заряженным динамитом. Дай тебе Бог и до свидания».


Причины вмешательства

Мотивация президента Вудро Вильсона к отправке войск в Сибирь проистекала из тех же желаний, которые побудили его попытаться навязать Европе Парижский мирный договор: содействие демократии и самоопределению.Но в первую очередь он хотел защитить миллиардные инвестиции в американское оружие и оборудование вдоль Транссибирской магистрали. Было отправлено огромное количество припасов, когда Америка считала, что Россия способна сражаться и побеждать Центральные державы весной 1917 года.

Меньшевистская революция, свергнувшая царя в феврале и марте 1917 года, возродила надежды Вильсона на демократизацию России и насаждение там капитализма. При режиме Александра Керенского первая волна американских техников прибыла, чтобы реконструировать и управлять огромной Транссибирской магистралью.Европейские союзники вместе с Керенским договорились создать российскую железнодорожную службу под управлением Америки. Начиная с ноября 1917 года Соединенные Штаты предоставили России триста локомотивов и более десяти тысяч железнодорожных вагонов. Плохая погода и неблагоприятный политический климат задержали окончательный ввод Корпуса железнодорожных служб России до марта 1918 года, когда они вошли в Сибирь из маньчжурского города Харбина.

В дополнение к поставкам и присутствию американцев, пытающихся исправить и развить железнодорожное сообщение России, Вильсон также рассматривал Чешский легион.Легион был сформирован в начале 1918 года из чешских и словацких военнопленных в России, сочувствующих русских славян и дезертиров из австро-венгерской армии. Начиная с марта 1918 года, сорок тысяч солдат сражались вместе с Легионом за дело союзников. Когда большевики вышли из войны, они согласились позволить Чешскому легиону покинуть Россию. Президент Вильсон хотел, чтобы мир узнал, что Соединенные Штаты поддерживают безопасное возвращение Чешского легиона на его недавно сформированную родину.

В марте 1918 года Легион уверенно продвигался на восток по Транссибирской магистрали.Когда большевики попытались разоружить чехословаков, солдаты Легиона спрятали свое оружие, и отношения между двумя группами ухудшились.

В мае 1918 года Красная гвардия арестовала нескольких чехословаков после стычки между легионерами и немецкими военнопленными на Челябинском вокзале. Был убит чех, и его товарищи в ответ линчевали пленного. Легионеры силой освободили пленных и захватили город. В доблестной попытке пробиться обратно на родину Чешский легион прорвался на восток и запад, свергнув почти все советские правительства в дальневосточной части России и Сибири.

Этот драматический поворот событий привлек внимание Вильсона к судьбе Чешского Легиона и, в конечном итоге, привел к американской интервенции в Сибири1. В июне 1918 года Вильсон получил ряд дипломатических визитов, непосредственно связанных с требованием союзников о вмешательстве в Россию. . И французская, и британская военные миссии в Россию послали своих представителей, чтобы убедить его отправить американские войска в Сибирь. Военное министерство изучало этот вопрос в течение некоторого времени, но они не были столь оптимистичны, как того хотелось бы французам и британцам.Европейцы стремились ввести в Сибирь не менее тридцати тысяч американских солдат и около шестидесяти тысяч японцев. Союзники подчеркнули необходимость лишить немцев доступа к активам стоимостью в миллиарды долларов, разбросанным по сибирскому ландшафту. Основная задача заключалась в том, чтобы убедить чехов остаться в Сибири в качестве серьезного противовеса немцам. Союзники надеялись, что, продолжая оказывать давление на Красную армию, они смогут предотвратить союз между большевиками и центральными державами, который, как они опасались, может позволить Германии и Австрии перебросить ценные люди и материалы на Западный фронт.

Наконец, 6 июля 1918 года Вильсон решил вмешаться в Сибирь. Мандат восьми тысяч американских солдат и семидесяти тысяч японских военнослужащих послужил основанием для защиты снабжения и коммуникаций (Транссибирской магистрали) и оказания помощи Чешскому легиону в его стремлении вернуться домой2

Японцы высадили первые контингенты численностью более семидесяти тысяч солдат в июне и июле и укрепили свой контроль над Китайско-Восточной железной дорогой и большей частью северной Маньчжурии недалеко от штаб-квартиры Семенова в Чите.Японские замыслы в отношении экономических ресурсов Маньчжурии и Сибири требовали, чтобы ни одно стабильное правительство не могло развиваться. Чтобы держать регион в беспорядке, японцы могли получить рычаги влияния в этом районе, разжигая неприятности с помощью казачьих бандитов. С самого начала японцы выращивали Семенова и единомышленников-казаков, а щедрые дары и деньги попадали в Читу и в опорные пункты других атаманов в Восточной Сибири.

Хотя генерал Грейвс прибыл в Сибирь только 4 сентября 1918 года, некоторые американские войска прибыли уже 15 августа 1918 года и быстро заняли караульную службу на участках железной дороги между Владивостоком и Никольском на севере.


Грегори Семенов

Атаман Грегори Семенов сделал себе имя во время Первой мировой войны, когда служил в Польше; он получил многочисленные награды за доблесть от царского режима. В XIX веке войска русского царя изгнали казаков с их родных земель в Крыму и степях Средней Азии. Бездомные казачьи отряды клялись в непоколебимой лояльности таким сильным фигурам, как Григорий Семенов.

После свержения царя глава Временного правительства Александр Керенский все еще чувствовал, что ему нужны военные навыки Семенова, и перевел его в Забайкальский край в Центральной Сибири.Вскоре после этого большевистская революция прокатилась на восток из европейской части России в Сибирь и последовала за городами вдоль Транссибирской магистрали до Владивостока. Всего через месяц после захвата Владивостока и всей Сибири большевистскими силами Семенов чудом избежал захвата Красной Армией. Он быстро обратился к организации своего «Особого маньчжурского отряда», чтобы отбить у большевиков Забайкальский край.

Одним из главных поклонников Семенова был офицер американской разведки майор.Дэвид П. Бэрроуз, который был на правах аренды в Маньчжурии и Сибири от разведки армии США на Филиппинах. В апреле 1918 года Барроуз сопровождал Семенова в его кампании против частей Красной армии, действующих в Маньчжурии и его окрестностях. В приложении к своему отчету об успешной кампании Semenoff Бэрроуз резюмировал свое мнение о Semenoff, в частности:

Хотя он всегда хладнокровен, он, несомненно, обладает страстным нравом и способен к сильному гневу и стойкому негодованию. Он три с половиной года сражался в Европе, и в его лагере рассказывают много историй о его доблести.Насколько я могу судить, он полностью независим от влияния окружающих и других российских лидеров, с которыми он поддерживает отношения. Его личность легко доминирует. Его чувства к большевикам и попавшим в их ряды заключенным очень сильны. Он ненавидит их уничтожение России. . . . Он посвящает свою жизнь их уничтожению, а затем возобновлению войны против Центральных держав. Он способен на большую жестокость по отношению к своим врагам и непослушным в своих рядах.3

В то время как Барроуз, таким образом, относился к Семенову как к потенциальному спасителю Сибири и всей русской нации, другие американцы в апреле 1918 года не относились к Семенову с таким оптимизмом. Джеймс Бейли, секретарь американского посольства в Петрограде, не согласился с Барроузом в том, что Семенов обладал беспристрастными и энергичными лидерскими качествами, чтобы сплотить русских против Центральных держав. Бейли чувствовал, что Семенов, поддерживаемый французами, англичанами и, вероятно, японцами, делал больше для мобилизации Красной армии на защиту Родины, чем царская или меньшевистская армия.4

Всего несколько месяцев спустя генерал Грейвс и его штаб присоединились к хору оппозиции Семенову.

Успешная техника Семёнова заключалась в использовании элемента внезапности для подавления постоянно увеличивающихся красных сил, быстрого разоружения сил оппозиции и помещения всех заключенных в закрытые вагоны для отправки в самое сердце Сибири и верной смерти. Несмотря на вливание в его отряд многих новых добровольцев из Монголии, Японии, Китая и Белоруссии, Семенов по-прежнему в значительной степени зашел в тупик в своих усилиях по освобождению своей любимой Читы и окружающего Забайкалья от большевистского контроля.По иронии судьбы, именно Чешский легион сыграл решающую роль в вырвании этого региона из-под контроля Красной Армии в августе 1918 года. Семенов и другие быстро воспользовались политическим вакуумом, оставшимся позади5.

Чехи потратили шесть месяцев и потеряли девять тысяч человек, пытаясь обеспечить себе безопасный выход из России, захватив почти всю Транссибирскую магистраль. Теперь, когда они проложили обещанный маршрут на запад по Транссибу, обещанной помощи союзников не последовало, и они разочаровались.6

Семенов также был занят натравливанием союзников друг на друга. В 1917 году правительство Керенского направило Семенова для создания казачьей армии для борьбы с Германией на восточном фронте. Когда в 1918 году российские деньги иссякли, Семенов обратился к англичанам и японцам с просьбой профинансировать свои рейды и поддержать свой экстравагантный образ жизни. Его особый маньчжурский отряд состоял из 556 офицеров, чиновников, монголов и китайцев. Сначала он получал от англичан десять тысяч фунтов стерлингов в месяц, но они быстро устали от него, поскольку Семенов не поддавался британским усилиям по обучению и организации своей разношерстной армии.Семенов добился гораздо большего успеха в удовлетворении потребностей Японии, поскольку он заявил, что его цели не носят политического характера, и что его главной заботой является «наведение порядка» в Восточной Сибири, цель, которая сыграет на руку японцам7. которая должна была держать сибиряков политически дестабилизированными и разобщенными.8

Когда генерал Грейвс прибыл во Владивосток 3 сентября 1918 года, он обратил внимание на охрану военных складов во Владивостоке и на складах Транссибирской магистрали.

Первая встреча Грейвса и Семёнова состоялась в конце сентября во Владивостоке. Хотя тон встречи был вежливым, Грейвс утверждал, что атаман не только получает зарплату от японцев, но и что он не смог бы продержаться и недели в Сибири без «защиты японцев» 9. В октябре Грейвс отправился в посетить Двадцать седьмой пехотный полк, охранявший главную железнодорожную станцию ​​Хабаровска. Там он встретил другого главного казачьего атамана, Ивана Калмыкова.Основное различие между Калмиковым и Семеновым состояло в том, что первый решил убивать, калечить и насиловать своих жертв напрямую. Семенов использовал подчиненных для выполнения своей грязной работы.10

Ко времени прибытия Грейвса во Владивосток связи Семенова с японцами переросли в прочный, но негласный союз. Тем не менее Семенов пытался получить у американцев более совершенные артиллерийские орудия и самолеты. Грейвс, который рассматривал свою миссию как поддержание американского нейтралитета в отношении различных группировок в Сибири, отказался.Но ему пришлось признать, что Семенов был важной силой, с которой нужно было считаться, потому что он контролировал стратегическое железнодорожное сообщение вдоль Забайкальской железной дороги от озера Байкал до Читы11.

Окончание Первой мировой войны в Европе в ноябре 1918 года сильно повлияло бы на условия в Сибири, но не принесло немедленных изменений для АЭФ Грейвса «Сибирь». Американские силы останутся на месте, потому что президент Вильсон хотел подождать после Парижской мирной конференции, прежде чем решить, какое из нескольких российских правительств признать и выводить ли AEF Сибирь из Владивостока.12

Тем временем Семенов отправил агента в Вашингтон, чтобы узнать, может ли он предоставить своему боссу политическое убежище и иммиграцию в США. Узнав об этом визите, генерал Грейвс очень усмехнулся. Грейвс отметил, что требования для легальной иммиграции в Соединенные Штаты гласят, что лицо, ищущее убежища, должно быть психически здоровым, морально чистым и физически здоровым. «Если Семенов был« морально чистым », то я никогда не видел человека, который не был бы морально чистым», - написал Грейвс.13

На страже железной дороги, Укрощение казаков, часть 2

На страже железной дороги, Укрощение казаков, часть 3


Гибсон Белл Смит - архивист, специализирующийся на современных военных записях, Отдел текстовых архивов Управления национальных архивов и документации. Он работает в Национальном архиве с 1971 года и написал несколько статей по истории дипломатии и книгу о коменданте морской пехоты США генерале Томасе Холкомбе.


.

Смотрите также